Страны ЕС готовятся изменить принцип принятия решений о внешней политике и санкциях
Вместо консенсуса будет введено голосование простым большинствомРешения по вопросам внешней политики, в том числе о введении санкций, ключевые страны ЕС хотят принимать не консенсусом, а простым большинством. Принятие этих изменений потребует согласия 4/5 государств – членов ЕС и может занять до двух лет, отмечают юристы
Министры иностранных дел Евросоюза в скором времени обсудят отмену или ограничение права вето при принятии внешнеполитических решений. Об этом 20 сентября сообщило издание Politico. По его данным, принцип консенсуса могут заменить принципом простого большинства. Для вынесения того или иного решения, например введения санкций, будет требоваться всего лишь больше половины голосов стран – членов Евросоюза (сейчас их 27). За подобную реформу ранее высказались канцлер Германии Олаф Шольц и верховный представитель союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Кроме Германии, пишет Politico, идею голосования квалифицированным большинством по отдельным политическим вопросам поддержали Франция, Дания, Швеция, Нидерланды и Италия.
Германский лидер связывает отмену права вето с дальнейшим расширением Евросоюза. Как заявил Шольц на своем выступлении в Праге 29 августа, в будущем между членами ЕС станет куда больше различий в политических интересах и экономическом влиянии. Следовательно, дальнейшее существование права вето будет только мешать Евросоюзу. «Там, где сегодня требуется единогласие, риск, что отдельная страна воспользуется своим правом вето и помешает остальным двигаться вперед, возрастает с каждым новым государством-членом», – пояснил Шольц.
На сегодня в ЕС необходимо полное согласие всех государств для реализации внешнеполитических инициатив. Антироссийские санкции вводятся также после достижения консенсуса. К примеру, когда весной Брюссель намеревался ввести эмбарго на поставки российской нефти, своим правом вето воспользовался Будапешт. В итоге принятие эмбарго затянулось на полтора месяца, а Венгрия сняла вето, лишь добившись для себя особых условий. При этом, добавляет Politico, власти ЕС не намерены переписывать основополагающие документы. В них уже содержится механизм, который позволит странам объединения перейти от принципа консенсуса к принципу квалифицированного большинства.
Как следует из текста ст. 48 Договора о Европейском союзе в редакции Лиссабонского договора, для отхода от правила единогласного принятия решений в большинстве случаев даже не требуется внесение поправок в учредительные договоры, говорит Виталий Слепак, старший юрист коллегии адвокатов Pen & Paper.
Санкции против России вносятся в рамках общей внешней политики и безопасности ЕС, раздел пятый второй главы Лиссабонского договора, уточняет адвокат, эксперт по санкционному праву Сергей Гландин. Согласно ст. 31 договора решения в этой области должны приниматься строго единогласно: при несогласии хотя бы одной страны на подготовительной стадии вопрос не ставится даже на голосование.
Но, продолжает Гландин, ст. 48 договора говорит, что в любой момент можно сформулировать изменения в договоре. Любое государство – член ЕС, Европарламент, Еврокомиссия могут предложить сделать это. Председатель Евросовета созывает конвент, который состоит из представителей национальных парламентов, глав государств и правительств, и они могут принять решение изменить соответствующую статью, заменив «единогласно» на «большинством голосов». После этого, по словам Гландина, может быть принято соответствующее решение, но оно должно быть ратифицировано как минимум 4/5 государств – членов ЕС. Им дается на это два года. Если это количество членов ЕС ратифицирует изменения в ст. 31, то они станут считаться принятыми и изменения будут внесены. Но в любом случае вся процедура может растянуться на два года, подчеркивает эксперт.