Франция и Германия не могут договориться о проекте совместного истребителя

Это может привести к краху проекта и усилению британской разработки
Проект франко-германского истребителя FCAS оказался под угрозой развала из-за разногласий о том, кто должен им управлять
Проект франко-германского истребителя FCAS оказался под угрозой развала из-за разногласий о том, кто должен им управлять / REUTERS

Самый дорогостоящий в ЕС франко-германский оборонный проект по созданию истребителя нового поколения FCAS застопорился, сообщает немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ). В Париже и Берлине рассчитывали на то, что FCAS заменят истребители Eurofighter европейских партнеров по НАТО и французские истребители Rafale с 2040 г. Но реализация проекта, который оценивается в 100 млрд евро, никак не может начаться. Причина – споры между концерном Airbus, оборонное подразделение которого находится в Германии, и производителем истребителей Dassault из Франции о том, кто должен фактически управлять проектом и как должны распределяться разработки и патенты (третий, младший, партнер – Испания).

CEO Dassault Эрик Трапье считает, что ведущую роль в проекте FCAS должна занимать его компания, поскольку у нее есть опыт самостоятельной разработки истребителей Mirage и Rafale, которого нет у немцев. Если первоначально заявлялось о завершении разработки FCAS к 2040 г., то сейчас, по словам Трапье, речь идет уже о 2050 г., при этом разногласия с Airbus следует устранить до конца года. Сам проект FCAS он назвал «планом А» для Dassault, намекнув на существование некоего «плана Б».

По мнению опрошенных FAZ промышленников, возникла угроза провала проекта FCAS. У Airbus альтернативой FCAS, пишет издание, может стать проект истребителя Tempest из Великобритании. В этом проекте участвуют британо-американская BAE Systems (интегратор), британская Rolls-Royce (двигатель), MBDA UK (вооружение), итальянская Leonardo и шведская Saab (отдельные системы), а до конца года может присоединиться японская Mitsubishi. На недавней выставке в Фарнборо представители правительства Великобритании заявляли, что полет прототипа новой машины может состояться через пять лет, а принятие на вооружение в отличие от FCAS – уже в 2035 г. Общая сумма затрат на проект еще не определена. По некоторым оценкам, стоимость разработки Tempest может составить 42 млрд евро.

В настоящее время в мире ведется серийное производство трех истребителей пятого поколения, разработанных в XXI в., – американского F-35, российского Су-57 и китайского J-20. Из других стран дальше всего продвинулась Южная Корея, истребитель которой KF-21 начал в этом году летные испытания. О планах разработки своего современного истребителя заявили Турция и Индия, а ранее заявляла и Япония, которая сейчас планирует присоединиться к Великобритании.

Ситуация в сфере безопасности отодвинула ЕС как игрока в области ВПК назад, подчеркивает научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО Артем Соколов. По его мнению, европейским государствам в краткосрочной перспективе выгоднее полагаться на НАТО и американские гарантии безопасности. Таким образом, безопасность Европы оказывается в том же положении, как во времена холодной войны. В то же время Британия, будучи активным игроком в НАТО, может усилить свое влияние на континенте и продвинуть свои проекты, резюмирует он.

Из-за экспортных успехов последних лет с Rafale у Dassault обострилось чувство собственного величия и они могут отказать немцам от желаемого ими уровня партнерства, говорит эксперт РСМД Александр Ермаков. Осложняет ситуацию и закупка люфтваффе американского F-35. Поэтому Dassault может взяться за самостоятельную разработку истребителя. Но у Tempest в случае присоединения Японии к проекту возникнет большое преимущество – именно эта страна сейчас является крупнейшим покупателем F-35 после США, отмечает он.

В подготовке статьи участвовал Глеб Мишутин