Жаловаться органам власти можно будет через «Госуслуги»
Обращения граждан почти полностью ушли в интернет, в том числе соцсетиВ Госдуму внесли законопроект, который позволит гражданам направлять обращения в органы власти через портал «Госуслуг». Речь идет о распространении работы подсистемы обратной связи (ПОС) «Госуслуг» на все регионы.
С 12 ноября 2020 г. этот инструмент работал в экспериментальном порядке. С его помощью граждане могли направить обращения в госорганы (21 федеральное ведомство, 2400 региональных), органы местного самоуправления (18 100) и подведомственные им организации в сфере образования и здравоохранения (68 100). За время проведения эксперимента через ПОС представителям власти поступило порядка 10 млн жалоб: около 62 800 в 2020 г., 7,5 млн в 2021 г., а также 2 млн с 1 января по 1 июля 2022 г.
По словам первого замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Дмитрия Вяткина, эксперимент по внедрению ПОС был признан удачным, в связи с чем парламентарии «посчитали возможным закрепить результаты уже в законе». «Сбои бывают, но это не значит, что гражданин не может обратиться в госорганы иным образом», – подчеркнул Вяткин. В случае принятия законопроекта изменения будут внесены в закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Внедрением ПОС занимается Минцифры.
Создание для граждан «единого окна» по приему официальных жалоб необходимо, поскольку оно дает возможность отследить ответ, обратную связь гражданина, говорит директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух. «Это будет пользоваться таким же успехом, как и сам портал «Госуслуг» сейчас», – считает он. Что касается возможных сбоев в связи с хакерскими атаками, эксперт отметил, что с технической точки зрения «Госуслуги» защитить легче, чем отдельные сайты.
Онлайн-обращения не сделают платформу более уязвимой, так как это не сильно будет отличаться от механики предоставления услуг, которые уже действуют на портале, говорит директор РОЦИТ Рустам Сагдатулин. При этом система даст возможности контроля обращений. «Ведомства не смогут подолгу не отвечать гражданам, и будет меньше отписок, так как контролировать этот процесс и следить за качеством обратной связи будет Минцифры», – говорит он.
Подача обращений через «Госуслуги» – это дополняющая губернаторам работу с гражданами технология, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Кроме того, сейчас чиновники пользуются «факультативным способом региональной коммуникации» с людьми – соцсетями.
Как сообщил «Ведомостям» представитель АНО «Диалог Регионы», в 2021 г. большинство обращений граждан в соцсетях к представителям власти поступало через «Вконтакте» – 61%, Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной в России экстремистской) – 23% и «Одноклассники» – 14%. Доля Twitter, Tik-Tok, Telegram в совокупности составляла менее 1%. По итогам первых шести месяцев 2022 г. доля последних увеличилась до 5,6%, «Вконтакте» – до 78,5%, на «Одноклассников» приходится 5,1%, на Instagam 10,8%.
Отдельно Центры управления регионами (входят в структуру «Диалога») изучили, как граждане жалуются чиновникам в Telegram, где последние начиная с марта начали активно заводить собственные аккануты. По итогам июля 2022 г. число обращений составило 37 641, хотя в марте их было всего 1 554, в январе – 51. Сейчас самая большая доля сообщений, поступивших из Telegram, наблюдается в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах – 62,8% и 42% соответственно. В тройку лидеров вошли Дагестан – 74,7% от общего количества обращений, Приморский край – 70,6% и Ставропольский край – 59,3%.
«Госуслуги» – это официальный протокол с официальными правилами, а соцсети необходим, чтобы показать себя в том числе на федеральном уровне», – отметил Макаркин.