Восстановление иранской ядерной сделки находится в финальной стадии
В случае успеха снятие санкций не затронет интересов РоссииЛидеры США, Франции, Германии и Великобритании вечером 21 августа в ходе телефонного разговора провели переговоры по возобновлению сделки по иранской ядерной программе (Совместного всеобъемлющего плана действий, СВПД), которая предусматривает замораживание этой программы в обмен на снятие санкций. 22 августа верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель заявил, что ответа США на европейские и иранские предложения по возобновлению СВПД можно ждать на этой неделе.
На прошлой неделе Иран дал официальный ответ на «окончательный» проект соглашения, предложенный ЕС, который выступал посредником между США и Ираном. В ЕС оценили ответ как «конструктивный». Брюссель передал Вашингтону решения иранской стороны для изучения.
СВПД со стороны США в 2015 г. был утвержден президентом Бараком Обамой без голосования в сенате, но позже Дональд Трамп так же легко из соглашения вышел. Пока не объявлялось, какую процедуру выберет администрация Джо Байдена, но маловероятно, что она будет связана с ратификацией в сенате, где республиканцы имеют 50 мест из 100.
Перспективы восстановления СВПД привели к трениям между США и Израилем, который выступает против сделки. 18 августа, врио премьера Израиля Яир Лапид сообщил Байдену, что проект возобновления СВПД в интерпретации ЕС выходит за рамки изначального соглашения. В Вашингтоне заверили, что никаких новых уступок Ирану сделано не было. Напротив, Иран, по сообщению CNN, сам отказался от требования исключить иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) из списка террористических организаций США, которое было одним из главных препятствий на пути реанимации СВПД. Но все еще остаются в силе другие требования Ирана. Тегеран хочет иметь гарантии, что получит компенсацию, если будущая администрация США решит выйти из сделки. Иран также требует прекратить расследование МАГАТЭ, начатое в 2019 г., когда организация обнаружила незаявленные ядерные материалы на двух иранских объектах.
Официальные лица сообщили CNN, что отрицательная позиция Белого дома по этим двум вопросам не изменилась. Вероятность того, что сделка будет восстановлена, довольно высока, потому что в этом заинтересованы многие страны, в первую очередь США, считает гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. США сейчас решают глобальную задачу, а именно – ослабление возможностей России на мировой арене, они видят в российско-иранском сближении большую опасность. Чтобы остановить это сближение, надо вернуться в ядерную сделку.
Суть ядерной сделки
Соглашение о принятии СВПД заключено в 2015 г. и предусматривало постепенную отмену санкций США, ЕС и ООН в отношении Ирана в обмен на поэтапные шаги по закрытию отдельных направлений его ядерной программы. Полная отмена санкций планировалась после 2021 г., но в 2018 г. президент США Дональд Трамп отменил решение своего предшественника Барака Обамы о введении в действие СВПД, после чего Иран начал поэтапно размораживать программу разработки ядерного арсенала.
Удивительно, что Иран несильно напирает на вывод КСИР из списка террористических организаций, продолжает Сафаров. Вероятно, есть какая-то сделка внутри Ирана и с американцами на этот счет, полагает эксперт: «Ведь КСИР – это очень серьезная организация, которая интегрирована в систему власти Ирана. Если даже какое-то время Тегеран не будет обсуждать этот пункт, то только в обмен на что-то». При этом израильское влияние сильно в конгрессе, и оно будет задействовано, чтобы США не меняли свою позицию в отношении ядерной сделки. Но здесь на карту поставлены интересы самих США, полагает Сафаров.
Ранее представители республиканской партии многократно высказывались против восстановления иранской ядерной сделки и требовали пересмотра соглашений, достигнутых в 2015 г. и разорванных Трампом в 2018 г. Если в ходе ноябрьских выборов в конгресс республиканцы получат большинство и в палате представителей, то переговоры по СВПД могут заглохнуть из-за политического давления законодателей.
Восстановление иранской ядерной сделки – это вопрос о том, каким образом договоренности, которые были достигнуты действующей администрацией США и иранцами, будут восприняты в долгосрочной перспективе республиканцами и израильтянами, считает научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Алексей Давыдов. Непонятно, будет ли восстановление этой сделки снова использовано республиканцами перед выборами для атак на администрацию. В то же время если сейчас санкции не будут отменены, то непонятно, будут ли отменены вообще, заключает эксперт.
Последние попытки ЕС возобновить СВПД вызваны заинтересованностью европейских стран в иранской нефти, но США не стремятся идти на уступки, так что перспективы сделки низки, считает аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. В случае снятия санкций добыча страны может вырасти до 3,0–3,5 млн баррелей в сутки при должном уровне инвестиций, а экспорт может увеличиться с текущих 0,5 млн до 1,0–1,5 млн барр./сутки. Это не окажет значимого влияния на экспорт нефти из России, говорит эксперт, так как иранскую нефть ожидают в Европе и эти поставки не будут пересекаться с российскими поставками, ведь Европа отказывается от закупок российских нефтепродуктов и нефти с 2023 г.