Эрдоган надеется на продолжение российско-украинских переговоров
Зеленский пока к переговорам не готов«Несмотря на трудности, я сохраняю твердую веру в то, что [украинский кризис] будет разрешен за столом переговоров. На самом деле Зеленский и Гутерриш согласны в этом вопросе. Нам следует определить кратчайший и справедливый путь к столу переговоров», – заявил Эрдоган по итогам трехсторонней встречи во Львове 18 августа с Зеленским и Гутерришем.
По словам турецкого лидера, во Львове действительно обсуждались возможные пути окончания конфликта на Украине. Деталей он не привел, напомнив, что в июле четырехсторонние соглашения в Стамбуле Россия – ООН – Турция – Украина по проблеме вывоза зерна из блокированных украинских портов стали «примером совместного взаимодействия».
Зеленский, комментируя итоги встречи во Львове, повторил неоднократно заявленный им тезис, что переговоры с РФ возможны только после вывода российских войск с контролируемых ею территорий. Тем самым он констатировал, что переговоры (по крайней мере в части отношений с Россией) прошли безрезультатно.
«Эрдоган, судя по всему, верит, что можно продолжить переговоры на основе позитивных деклараций, сделанных сторонами в Стамбуле еще 29 марта, при их некоторой модификации», – считает директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Тогда украинская сторона предлагала дать ей гарантии безопасности в обмен на внеблоковый и безъядерный статус и фактически признавала частичное статус-кво с откладыванием вопроса о статусе Крыма на 15 лет и нераспространением этих гарантий на Донбасс, напоминает эксперт. «Российские представители после сворачивания переговоров неоднократно отмечали, что со временем условия будущего соглашения будут ужесточаться, – говорит Кортунов. – В свою очередь Зеленский, создав у украинского общества определенные ожидания, пытается им соответствовать бескомпромиссными публичными заявлениями». Но это не значит, что эта позиция не может быть модифицирована в случае возобновления переговоров, отмечает эксперт.
«Анкара пытается замкнуть на себе переговорный процесс украинского конфликта в целом», – поясняет научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев. По его словам, поскольку Эрдоган сейчас проводит политику под названием «мир больше пяти» (имеются в виду пять постоянных членов Совета Безопасности ООН), он всячески стремится показать свою роль в глобальном управлении. Помимо этого заинтересованность Турции в данных переговорах объясняется торгово-экономическими интересами страны и вопросами безопасности, говорит эксперт.
Что касается трехстороннего формата встречи, то он нацелен на то, чтобы вновь нащупать позицию Киева, считает Гаджиев. Участие генерального секретаря ООН придает некую легитимность шагам Анкары в этом направлении, поясняет эксперт. Важно, что данные переговоры проходят после встреч Путина и Эрдогана в Тегеране и Сочи, отмечает Гаджиев. Это обстоятельство может указывать на то, что между главами России и Турции есть определенные договоренности, допускает эксперт.