Украинское зерно не досталось голодающим

Но ООН объясняет падение цен на зерно началом экспорта из черноморских портов
Украинское сельхозсырье вывозится не в страны Африки, а преимущественно традиционным покупателям в Европе
Украинское сельхозсырье вывозится не в страны Африки, а преимущественно традиционным покупателям в Европе / ТАСС

Пункты назначения судов, выходящих с зерном из портов Украины в рамках договоренностей в Стамбуле от 22 июля, находятся в западных странах, а не в голодающих государствах Африки. Об этом 11 августа на брифинге заявил замдиректора департамента информации и печати МИД России Иван Нечаев. По его словам, в номенклатуре грузов преобладает не пшеница, о дефиците которой в Африке и на Ближнем Востоке говорили западные политики, а кукуруза и подсолнечное масло и везут их в европейские порты. Это, считает Нечаев, заставляет усомниться в том, что от зерновой сделки по разблокировке украинских портов действительно зависела глобальная продовольственная безопасность.

Именно об угрозе усиления голода в Африке из-за отсутствия украинской пшеницы в марте – июле неоднократно заявляли в ООН, называя причиной блокаду украинских портов. Глава Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли в начале июня говорил, что голод в связи с ситуацией на Украине угрожает 323 млн человек. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) тогда же отметила, что ситуация вокруг Украины может увеличить число голодающих в мире на 15 млн. ЕС выпустил доклад, где предупреждал о риске «катастрофического голода» в странах Северной Африки из-за невывоза украинской пшеницы, который может привести к «новым волнам социальных протестов», а также к миграции в ЕС.

В августе, после начала выхода судов из Одессы и других обозначенных в соглашении пунктов, акцент заявлений представителей ООН сменился в сторону благотворного влияния разблокировки портов Украины на уровень цен и, как следствие, доступности зерна для голодающих стран. Согласно ежемесячному отчету ФАО от 5 августа индекс мировых цен на пшеницу по итогам июля сократился на 14,5% именно благодаря зерновой сделке, хотя и остается на 24,8% выше, чем в июле 2021 г.

Ранее The New York Times сообщала, что не менее двух вышедших из портов Украины судов нагружены фуражной кукурузой для корма скота и направляются в Турцию, по одному – в Великобританию и Ирландию. Другие направляются в Италию и Китай. Всего Одессу, Черноморск и Южный покинули не менее 14 судов, писала газета. По данным Marinetraffic.com, по одному судну также отправилось Египет Сингапур и Хорватию, два - в Грецию, три судна вернулись из Турции в украинский порт Черноморск. В то же время ни один из выпущенных до сих пор зерновозов не направился в Йемен, Сомали, Эфиопию и другие страны, столкнувшиеся с угрозой голода, отмечала The New York Times. Только одно судно зафрахтовано ООН для отправки зерна непосредственно в испытывающие голод Сомали и Йемен.

Украинские сельскохозяйственные продукты идут туда же, куда они шли и раньше, в том числе в Турцию, а если они не идут в голодающие страны – это типично рыночный пример баланса спроса и предложения, говорит директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. Рассуждения западных политиков о том, что эти продукты обязательно должны были пойти в голодающие страны Африки были абсолютно лишены основания – их отправили туда, где за них предлагают лучшую цену, как и обычно это делается, уверен эксперт. «Основной объем украинской кукурузы всегда шел в Европу и Китай, – отмечает директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. – В Египет они поставляли кукурузу и раньше, поэтому, возможно, продолжат и сейчас, но чтобы какие-то гигантские объемы шли в голодающие страны – такого никогда не было. Китай, европейцы и Турция – три ключевых рынка украинской кукурузы, которые всегда платили за нее хорошие деньги».