Польша и ЕС расходятся из-за разных представлений о реформах
Варшава обвинила Францию и Германию в империализме и соглашательстве с РоссиейПольша обвиняет Евросоюз (ЕС) в целом и его лидеров – Германию и Францию – в империализме. Статью с такими инвективами в немецкой газете Die Welt опубликовал 10 августа премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Он утверждает, что на фоне «агрессивной политики» Москвы ЕС недостает политической воли, чтобы эффективно противостоять России. Берлин и чиновники в Брюсселе, по словам Моравецкого, не прислушиваются к советам из Варшавы, которая «куда более опытна в вопросах отношений с Россией». Происходит это потому, что Германия и Франция якобы попрали принцип равноправия всех стран ЕС.
Отношения Польши и ЕС резко обострились в тот момент, когда в июле Брюссель отказался выделить Варшаве 35 млрд евро на постковидное восстановление экономики, мотивировав отказ «недостаточными мерами в области реформы правосудия», сообщает газета The Guardian. Критике европейских структур подверглась судебная реформа, в результате которой подконтрольная правительству комиссия могла влиять на назначения судей. Полномочия комиссии были ослаблены, но это не удовлетворило Брюссель.
И тогда Польша пошла в атаку. 8 августа генсек правящей национал-консервативной партии «Право и справедливость» Кшиштоф Соболевский пригрозил сместить председателя Еврокомиссии (ЕК) Урсулу фон дер Ляйен с ее поста. «Если комиссия не выделит деньги, то Варшава подаст в суд на Брюссель, наложит вето на инициативы ЕС и создаст коалицию для смещения действующей главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен и ее коллегии комиссаров», – заявил Соболевский.
ЕК перечислила все условия для получения Польшей помощи на восстановление после пандемии в 238-страничном документе. Из них восемь страниц посвящено реформам судебной системы. При этом на цели «зеленого перехода» предполагается выделить 42,7% всей суммы, на цели цифровой трансформации – 21,3%.
За первые пять месяцев 2022 г. доходы Польши составили 210 млрд злотых ($45,78 млрд), а расходы – 197,9 млрд ($43,14 млрд), т. е. рассчитанный до 2025 г. пакет помощи составляет почти половину годового бюджета Польши. При этом новые огромные контракты на поставку вооружений из США и Южной Кореи на общую сумму более $20 млрд частично планируется финансировать за счет банковских кредитов.
Ситуация с финансовой помощью выражает давний конфликт Польши и ЕС, говорит главный редактор журнала «Россия в международной политике» Федор Лукьянов. «Не думаю, что это к чему-то приведет: такое бодание происходит уже 1,5 года и будет продолжаться», – сказал эксперт. По его мнению, взаимные угрозы Польши и ЕС – элементы политической игры. Говорить о возможном развале ЕС из-за вызывающего поведения Варшавы не приходится. Как заключает Лукьянов, конфликт польских властей с Брюсселем продолжится и дальше в виде взаимных упреков, но не приведет к острой эскалации конфликта.
«Между Варшавой и Брюсселем не первый год идет латентная война. Силы, стоящие во главе Польши, представляют собой самую последовательную и решительную оппозицию тем ценностям, которые воспринимаются как фундаментальные ценности ЕС», – говорит гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По мнению эксперта, Польша не единственная страна, которая подвергает давлению либеральный мейнстрим ЕС: подобными диссидентами являются Венгрия, правые силы Италии и левые силы Греции. Но Польша делает это наиболее решительно.
Кортунов напоминает, что в ЕС много говорят о введении мер против Варшавы. Например, предлагают ограничить доступ Польши к структурным фондам ЕС, урезать финансирование всех программ, которые сейчас осуществляются за счет общих финансовых ресурсов Европы. По мнению эксперта, в последнее время серьезных шагов в этом направлении не было. Кортунов напоминает, что Польша скоро перестанет пользоваться многими программами, которые были направлены на экономическое развитие в странах ЕС. «Более явными кандидатами на получение новых финансовых ресурсов выступают страны Балканского полуострова – Румыния, Болгария, которые отстают от Польши в плане экономического развития», – добавляет Кортунов.