Байден хочет договориться с Москвой о новом СНВ
И призывает Китай присоединиться к разработке нового соглашенияСША готовы обсуждать с Россией новые меры по ограничению стратегических вооружений, если Москва докажет свою заинтересованность в подобных переговорах. С такой речью на 10-й обзорной конференции по действию Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в Нью-Йорке выступил президент США Джо Байден. Текст речи был опубликован на официальном сайте Белого дома.
Как сообщил президент, его администрация согласна начать разработку новых мер по контролю за вооружениями. Кроме того, Вашингтон призывает Китай присоединиться к разработке нового соглашения. По мнению американского лидера, Пекин обязан участвовать в переговорах, так как является частью ДНЯО и «группы пяти» – организации по надзору за иранской ядерной программой.
В 2018 г. Россия уже предлагала продлить действующий до 2026 г. договор СНВ-3 еще на пять лет. Эта позиция не встретила понимания у бывшего президента США Дональда Трампа, который считал СНВ-3 более выгодным для России и предлагал привлечь Китай к соглашению о стратегических вооружениях. Другого мнения придерживался избранный президент США Байден, который во время телефонного разговора с Владимиром Путиным в январе 2021 г. согласился продлить СНВ-3 без каких-либо условий.
Речь Байдена призвана представить США как «светоч мирового нераспространения», уверен военный эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков. По его мнению, выступление президента доказало, что Вашингтон занимается самовосхвалением и пока не демонстрирует готовности к реальным шагам по обеспечению безопасности.
По словам Ермакова, администрация Байдена не считает Россию главным соперником – основной проблемой для США является Китай, наращивающий свои ядерные арсеналы. И поэтому Вашингтон хотел бы заморозить китайские стратегические вооружения прежде, чем КНР нарастит их до американского уровня, резюмирует эксперт.
О чем договор СНВ-3
Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3) между Россией и США заключен в 2010 г. По его условиям стороны обязались на паритетной основе сокращать количество таких вооружений. В результате сокращения к февралю 2018 г. и в дальнейшем объемы стратегических вооружений не должны превышать 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ и бомбардировщиков. Количество боезарядов на развернутых ракетах и бомбардировщиках ограничивалось 1550 единицами.
Даже в случае отсутствия немедленных результатов перезапуск диалога по стратегической стабильности позволит России и США сверить часы, обменяться озабоченностями, а возможно, поискать пути для разрешения отдельных противоречий, говорит научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.
По его словам, польза от соглашений в сфере контроля над вооружениями является безусловной и не зависит от «текущего момента». Такие соглашения, продолжает Стефанович, являются отличным инструментом укрепления национальной безопасности путем получения более полной информации о силах и планах противника, а также возможности оптимизации соответствующим образом собственного военного строительства. Как отмечает эксперт, в диалоге по определению должны быть заинтересованы обе стороны, однако нельзя исключать риторических упражнений, направленных на укрепление переговорной позиции.
Пакет проблемных вопросов в целом понятен, утверждает Стефанович, – продолжение процесса по стратегическим наступательным вооружениям и попытка выйти на договоренности по нестратегическому ядерному оружию. В последнем больше интереса у США, а традиционная позиция России заключается в необходимости вывода американских свободнопадающих ядерных бомб из Европы.
Также, продолжает эксперт, стороны могут рассмотреть комплекс проблем, связанных с неядерным стратегическим оружием, а также новыми средствами доставки.
Стефанович напомнил, что в заявлении Байдена упомянут Китай и его «ответственность» как таковой страны по включению в условные «переговоры», однако с формальной точки зрения странно делать исключения для Великобритании и Франции, также обладающих ядерными арсеналами и ведущими их модернизацию.