Система наблюдения за выборами в 2022 году будет выстроена по-новому
Участники кампании больше не назначают членов комиссий с правом совещательного голосаВ сентябре в российских регионах будут избирать 14 губернаторов, депутатов шести заксобраний и др. Этап выдвижения закончился 27 июля. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса (ЧКСГ) впервые за десятилетия не будут работать в участковых (УИК) и территориальных (ТИК) избиркомах. УИК и ТИК – это основное звено в избирательной системе России. В первых ведется подсчет бюллетеней и составление протоколов об итогах голосования (всего в стране около 96 000 участков), а во вторых протоколы вводятся в ГАС «Выборы».
Поправки, которые оставили ЧКСГ только в региональных и федеральной комиссиях, были приняты в марте. Члены УИК с совещательным голосом не были краеугольным камнем системы наблюдения за выборами, считает юрист Олег Захаров. Разделение на ЧКСГ и наблюдателей в разрезе УИК было «условным», говорит он: «Вплоть до того, что памятки по наблюдению им выдавали одни и те же».
Эксперт подчеркнул, что «схожие правовые статусы» ЧКСГ и наблюдателей раньше использовали для организации дежурства. Сейчас «можно менять трех наблюдателей в течение дня», и это может компенсировать отсутствие ЧКСГ на участках. «Для членов комиссий не было ограничений, которые были введены для наблюдателей», – говорит эксперт по выборам Григорий Мельконьянц. Последние не могут работать за пределами своего региона.
В 2022 г. участники выборов перестраивают систему контроля за голосованием из-за изменений в законодательстве.
Бывшие ЧКСГ смогут работать наблюдателями, получив направления, говорит куратор проекта наблюдения за выборами в «Справедливой России» Анастасия Павлюченкова. Изменения в законодательстве «усложняют работу», считает она: «Правильность многих процедур <...> будет оставаться исключительно на совести членов комиссии». Заместитель председателя Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов считает, что люди, которые работали ЧКСГ, теперь могут быть направлены в избиркомы с решающим голосом или в качестве наблюдателей: «Все, кто хочет принимать участие в избирательном процессе <...> возможность получат».
«Эти люди будут крайне востребованы в кампании», – заявил депутат Госдумы от КПРФ Денис Парфенов. По его словам, комиссия на пожелания наблюдателей ознакомиться с документами может не отреагировать, так как такая «обязательность прямо не закреплена» в законе. «Нововведения усложняют партиям жизнь, но не перекрывают самой возможности наблюдать за голосованием», – отметила координатор кампании «Новых людей» в Москве Анна Трофименко.
«Единая Россия» будет предлагать ЧКСГ от партии стать наблюдателями, поскольку они полностью к этому подготовлены, говорит замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Перминов: «Стандартно у нас было по два наблюдателя на участках. И в каждой комиссии был ЧКСГ, так что мы всем им предложим стать наблюдателями».
Бывший член ЦИК от «Яблока» Елена Дубровина отмечает, что институт ЧКСГ существовал в 1990-х гг., для того чтобы обеспечить доступ большего круга лиц к избирательной документации.
Политолог, экс-глава управления президента по внутренней политике Константин Костин считает, что невозможность отправлять в УИК ЧКСГ не затруднит контроль за ходом голосования, поскольку доступ к информации и документам у участников выборов останется. «В первую очередь именно участники состязания должны иметь доступ ко всем материалам, нужно ли это [остальным] – большой вопрос», – сказал эксперт.
Политтехнолог Илья Паймушкин считает, что гораздо важнее состав кандидатов: отсутствие ЧКСГ на участках – это недостаток, но не «глобальная» проблема.
Член ЦИК Евгений Шевченко заявил, что обращений по поводу изменения института ЧКСГ в ЦИК не поступало. Он напомнил, что партии получили дополнительные возможности наблюдать за выборами: теперь они могут направлять не двух, а трех наблюдателей не только в УИК, но и в ТИК.