Сенаторы США хотят штрафовать страховщиков идущих из России в Китай танкеров и газовозов
Вероятность введения таких санкций невеликаСенаторы-республиканцы Марк Рубио, Рик Скотт и Кевин Крамер 27 июля представили в верхней палате конгресса законопроект, в котором властям США предлагается налагать штрафы на любую организацию, страхующую или регистрирующую танкеры, перевозящие нефть или сжиженный природный газ (СПГ) в Китай из России. По мысли сенаторов, так Пекин перестанет «финансово стимулировать Россию для продолжения военной спецоперации на Украине».
Администрация Байдена не предлагает таких жестких мер по ограничению российского энергетического экспорта. Вместо этого она поддерживает идею «потолка цен», представленную в конце июня странами «большой семерки» (G7). 21 июля такой курс поддержал и минфин США. Как сообщило агентство Reuters 27 июля, потолок цен «семерка» планирует ввести до 5 декабря. «Будем надеяться, что эта инициатива так на начальной стадии и останется», – оценил предложение сенаторов 27 июля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
В июне, по данным Государственного таможенного управления (ГТУ) КНР, из России было импортировано 7,28 млн т нефти, что на 13% меньше, чем в мае. При этом Россия в июне продолжала оставаться на первом месте по поставкам нефти в Китай. В целом импорт российской нефти в Китай в январе – июне увеличился на 3,9% в сравнении с тем же периодом 2021 г. и составил 41,3 млн т (стоимостью $28,15 млрд, по данным ГТУ КНР). Поставки СПГ из России в Китай в январе – июне увеличились в сравнении с первым полугодием 2021 г. на 28,7% до 2,35 млн т.
Законопроект о штрафах за страховку танкеров и газовозов вряд ли пройдет, считает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. По его словам, в администрации Байдена должны учитывать, что в случае принятия законопроекта Китай на него отреагирует жестко. К тому же реализация такого проекта приведет к сокращению предложения нефти на рынке и росту цен, что противоречит политике администрации.
Такие санкции могут ударить уже и по китайским перевозчикам, что вызовет реакцию, говорит аналитик товарных рынков «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. По ее словам, такие ограничения могут затронуть все морские поставки из России в Азию, примерно около 1,0–1,5 млн баррелей в сутки. Лукичева считает маловероятными как санкции против страховщиков, так и введение потолка цен на российскую нефть. Если же до этого дойдет, то на эти меры Россия может ответить, с одной стороны, созданием новых специальных морских перевозчиков, а с другой – «перенеся» ценообразование на поставляемую нефть на свою территорию.
Прохождение инициативы маловероятно из-за возможного резкого ответа Пекина, который лишится поставок, если Россия их прекратит из-за таких ограничений, согласен директор Центра комплексных европейских и международных исследований Василий Кашин. Предложенные меры не являются значимым рычагом давления на Россию в дополнение к принятым санкциям против российского судоходства в целом, включая ограничения на страхование, уже скоординированно введенным ЕС и Великобританией. На рынке страхования морских перевозок доминировали компании ЕС и Великобритании, а не США, напоминает эксперт.