Президент Шри-Ланки потерялся и уходит в отставку

В бедствиях страны виновата ее элита, а не внешние силы
Клан Раджапакса принял ряд неверных для экономики острова решений
Клан Раджапакса принял ряд неверных для экономики острова решений / Dinuka Liyanawatte / Reuters

Президент Шри-Ланки Готабая Раджапакса покинет свой пост 13 июля из-за масштабных антиправительственных выступлений. Об этом вечером 9 июля сообщил местный новостной портал NewsWire со ссылкой на обращение спикера парламента Махинды Япы Абейвардены. Раджапакса уйдет в отставку «для обеспечения мирной передачи власти». С ним за компанию увольняется премьер-министр Ранил Викрамасингхе, о чем в своем Twitter написал лидер оппозиционной партии «Конгресс мусульман Шри-Ланки» Рауфф Хаким. «Спикер становится временным президентом в соответствии с конституцией. Лидеры партий должны немедленно согласовать всепартийное правительство», – заявил Хаким по итогам экстренного заседания лидеров партий.

Клан Раджапакса играл значительную роль в политической системе Шри-Ланки. Готабая Раджапакса – брат экс-президента страны Махинды Раджапаксы, который прославился как победитель в 26-летней гражданской войне против тамильских сепаратистов. При президентстве брата Махинда Раджапакса был премьер-министром страны.

Протесты в Шри-Ланке начались еще весной: 12 апреля власти страны объявили «упреждающий дефолт» по внешнему долгу из-за нехватки валюты. Причинами дефолта, по мнению правительства, стали пандемия коронавируса с сопутствующим оттоком туристов, а также боевые действия на Украине. Свои попытки урегулировать задолженность Коломбо признал несостоятельными и попросил о реструктуризации внешних обязательств. В апреле сумма ланкийского внешнего долга составила около $51 млрд, писала газета Indian Times.

Итогом кризиса стали проблемы с подачей электроэнергии, острый дефицит топлива, лекарств и продовольствия. Кульминация протестов наступила 9 июля, когда демонстранты захватили резиденцию президента в элитном квартале Форт Коломбо. Сам глава государства скрылся в неизвестном направлении. Последним документом, который подписал президент, стал приказ об ускоренном распределении топлива в Шри-Ланке.

Ответственность за плачевную ситуацию в стране целиком лежит на клане Раджапакса, уверен руководитель группы Южной Азии ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. В условиях, когда семейственность играет огромную роль в политических процессах в стране, клан Раджапакса принял ряд неверных решений, обрушивших экономику острова. Наиболее серьезные из них – получение кредитов под сомнительные проекты и запрет использования минеральных удобрений, говорит Куприянов. Проблемы с долгами Шри-Ланка испытывает уже 15 лет, отмечает эксперт. При этом, вопреки распространенному мнению, в долговую ловушку Шри-Ланку загнали отнюдь не китайцы. Эксперт напоминает, что власти брали еще большие, чем у КНР, суммы в долг и у Японии, и у Всемирного банка, поэтому в огромных внешних обязательствах Коломбо может винить только себя.

Несмотря на экономические трудности и ошибки, правительство Раджапаксы в первую очередь блюло интересы собственной страны и своего клана, поэтому называть его прокитайским и обвинять в свержении президента Вашингтон будет некорректно. Куприянов добавляет, что успокоить улицу новым ланкийским властям будет сравнительно просто, если им удастся найти спонсоров, готовых предоставить стране новые кредиты и дешевую нефть. Но с внешним долгом в $51 млрд стране придется жить – в ближайшее время эту проблему разрешить не выйдет, резюмирует эксперт.

Самой громкой сделкой КНР на острове стало строительство глубоководного порта Хамбантота. В 2017 г. Шри-Ланка передала его в пользование КНР на 99 лет, получив взамен более $292,1 млн. Китайские компании провели модернизацию этого порта в кредит, однако Шри-Ланка не смогла расплатиться и была вынуждена передать Хамбантоту под управление китайцев. Такой интерес Китая к Шри-Ланке отнюдь не удивителен, поясняет доктор политических наук СПбГУ Яна Лексютина. По ее словам, Пекину нужно присутствовать в Шри-Ланке, чтобы поддержать свое присутствие в Индийском океане.

Заметную роль в экономике Шри-Ланки играет туризм, при этом значительная доля поездок приходится на россиян. Ранее ланкийское издание Daily FT сообщило, что за январь 2022 г. на остров прибыло 9700 граждан России и они заняли первое место по численности среди иностранных туристов. Пока волнения никак не сказываются на ланкийской туриндустрии, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, отели и аэропорт в Шри-Ланке функционируют в обычном режиме, а российское консульство заявляло, что эвакуация не требуется.