Госдума отработала сессию по законам спецоперации

Как депутаты боролись с санкциями и предотвращали антироссийские угрозы
За эти полгода Госдума приняла 361 закон, заявил на закрытии сессии спикер Вячеслав Володин
За эти полгода Госдума приняла 361 закон, заявил на закрытии сессии спикер Вячеслав Володин / Евгений Разумный / Ведомости

Депутаты Госдумы 6 июля закрыли сессию: формально она началась в январе в условиях пандемии, но реальный старт ей можно было бы дать месяцем позже. 15 февраля все фракции поддержали обращения КПРФ к президенту о признании независимости ДНР и ЛНР. 21 февраля, выслушав Совет безопасности, президент объявил о признании республик, а еще через три дня началась спецоперация на Украине. С этого момента сессия проходила под знаком борьбы за Донбасс и с последовавшими антироссийскими санкциями.

За эти полгода Госдума приняла 361 закон, заявил на закрытии сессии спикер Вячеслав Володин. Это вдвое больше, чем в более короткую осеннюю сессию 2021 г. (143 закона). Его первый заместитель Александр Жуков напомнил, что палате пришлось принять «несколько десятков» антисанкционных законов, в том числе о введении моратория на проверки бизнеса, кредитных каникулах, параллельном импорте, меры поддержки российских инвесторов и др.

С конца февраля 2022 г. большинство инициатив по поддержке экономики вносились Белым домом и принимались депутатами очень быстро. Например, за один день Дума умудрилась принять закон о возможности размещать средства ФНБ в государственных ценных бумагах и направлять на покупку акций российских эмитентов; поправки в Воздушный кодекс, позволившие регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний, и выдавать им российские сертификаты летной годности. Под конец сессии Госдума за неделю приняла правительственный законопроект о праве Белого дома вводить «спецмеры», которые позволяют ему в упрощенном порядке устанавливать правила госзакупок для «удовлетворения потребностей» в рамках спецоперации на Украине.

1203

законодательные инициативы еще остались в портфеле Госдумы на конец сессии

«Я бы не сказал, что процесс законотворчества после начала спецоперации сильно поменялся. Он ускорился, это да, но это связно с тем, что многие антисанкционные меры принимались быстро для поддержки наших компаний. Но, например, поправки в Налоговый кодекс на площадке Думы существенно дорабатывались», – заявил «Ведомостям» Жуков. Он подтверждает, что антисанкционные меры в основном вносило правительство. Принимались и депутатские инициативы, подчеркивает он. Правительство отвечает за экономику, поэтому вносит инициативы по своему профилю, поясняет политолог Алексей Макаркин. Впрочем, и депутатские законопроекты обычно согласованы исполнительной властью, говорит он.

Инициативы парламентариев эти месяцы регулировали то, что не связано с экономикой. К примеру, с их подачи приняты законы, которые вводят уголовную ответственность за публичное распространение фейков об использовании вооруженных сил РФ и устанавливают запрет на дискредитацию госорганов в связи с их деятельностью за рубежом; вводят внесудебный отзыв лицензии СМИ; расширяют понятие иностранных агентов и т. д. «Такие инициативы направлены на нормализацию информационного поля, безопасность, и правильно, что в нынешней ситуации их быстро рассмотрели», – заявил депутат Александр Ющенко (КПРФ).

В этой сессии было больше консенсусных решений, говорит замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов: «Работа в целом активизировалась, темп принятия законопроектов усилился, и их в целом было принято больше, чем раньше». В Госдуме стало меньше споров по непринципиальным вопросам, говорит и первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» Дмитрий Гусев: «Теперь депутаты соревнуются в том, кто предложит более эффективные меры для поддержки людей и экономики».

Часть же инициатив, которые обсуждались на высоком уровне, так и не были оперативно приняты. Среди них – законопроект о введении внешнего управления в компаниях в случае ухода их владельцев из России (разработанный в правительстве законопроект, как говорили источники «Ведомостей», попросили внести депутатов, чтобы он пугал, но не чрезмерно иностранных партнеров). Из этого же ряда – законопроект о наказании за исполнение санкций на территории России, также внесенный не Белым домом, а парламентариями. Не были приняты поправки в Гражданский кодекс, которые позволяют бизнесу и другим лицам не исполнять обязательства, если это становится «окончательно невозможным» при введении «ограничительных мер».

Было перенесено на будущее рассмотрение инициатив из времен до спецоперации, к примеру о реформе местного самоуправления. Но в целом это не удивительно.

В приоритете у Госдумы были законопроекты, связанные с обеспечением безопасности государства и стабилизацией экономической ситуации, говорит политолог Константин Костин: «Во время пандемии были законопроекты, связанные с охраной здоровья граждан и также поддержкой экономики. Теперь мы живем в другой реальности, и деятельность всех элементов государственной машины, в том числе и законодательной власти, перестраивается в соответствии с [новыми] задачами». По словам политтехнолога Олега Захарова, действия Госдумы стали «волонтерским ответом» на «входящие вызовы». В это время, считает он, «имевшая место всегда аппаратная конкуренция Думы и правительства в части внесения отвечающих запросам времени законопроектов ушла в прошлое».