Турция получила расплывчатые обещания

И решила устроить экзамен Швеции и Финляндии, потребовав выдачи 33 курдов
28 июня, министры иностранных дел Турции, Финляндии и Швеции подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий поддержку турецкой стороной вступления скандинавских стран в НАТО/ Murat CETIN MUHURDAR / AFP

НАТО по итогам саммита в Мадриде 29 июня объявило о решении пригласить войти в состав альянса Финляндию и Швецию, что ранее блокировалось Турцией, обвинившей эти страны в поддержке курдских группировок и сторонников проповедника Фетхуллаха Гюлена. Днем ранее, 28 июня, министры иностранных дел Турции, Финляндии и Швеции подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий поддержку турецкой стороной вступления скандинавских стран в НАТО. В канцелярии президента Турции Реджепа Эрдогана заявили о том, что Анкара добилась всего, чего хотела.

Как следует из текста соглашения, Стокгольм, Хельсинки и НАТО в целом будут способствовать обеспечению турецкой безопасности и не станут поддерживать курдские формирования YPG/YPD на севере Сирии, которые Анкара считает дочерними структурами признанной ею террористической Рабочей партии Курдистана (РПК). Также обе скандинавские страны обязались не поддерживать и организацию Фетхуллаха Гюлена FETO, которую Эрдоган называет архитектором путча 2016 г. и которая с тех пор признана в стране террористической. Однако террористической в документе прямо все же называется только РПК.

Финляндия и Швеция обязались «единодушно осудить террористические организации», которые «производят атаки вглубь Турции», однако в документе эти организации не уточнялись. Стокгольм и Хельсинки, правда, подтвердили, что считают РПК «террористической организацией», и обязались предотвращать ее активность, «а также других таких организаций и ответвлений» в кооперации с Анкарой.

Швеция и Финляндия также обязались обновить свое уголовное законодательство, обозначив ряд деяний как «террористические». Наконец, Стокгольм и Хельсинки обязались «обратить внимание» на запросы Анкары на депортацию лиц, которых она называет причастными к террористической деятельности на основании своих разведданных, делать это в координации с турецкой стороной, однако в рамках соответствующей европейской конвенции. Обе страны снимут ограничения на продажу оружия Турции и пригласят ее в европейские оборонные структуры.

300 000 человек

вместо 40 000 станут числиться в силах быстрого реагирования НАТО для сдерживания России, которая названа на завершившемся саммите НАТО главной и прямой угрозой для стран альянса. Эти военные продолжат служить в своих странах, но на границе с Россией для них оборудуют склады и места дислокации

Уже 29 июня, вскоре после публикации финального коммюнике саммита НАТО, турецкий министр юстиции Бекир Боздаг заявил, что Анкара в соответствии с соглашением потребует от двух скандинавских стран, стремящихся в альянс, экстрадиции 33 «террористов».

Главной проблемой для Турции является поддержка, в том числе оружием, курдских структур в Сирии, конечно же, не Финляндией и Швецией, а США, говорит генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Это не позволяет создать так называемую зону безопасности на севере Сирии и в целом связывает руки политике Анкары на Ближнем Востоке. Несмотря на гарантии со стороны двух скандинавских стран, сам Вашингтон не будет прекращать поддержку сирийских курдов, так как это сейчас единственная возможность сохранить в обозримой перспективе основное американское военное присутствие в Сирии и влиять на ситуацию там, продолжает эксперт.

Очевидно, что соглашение в Мадриде все же является неким компромиссом, пусть и не полностью удовлетворяющим Турцию с одной стороны (так как не устраняет проблемы ни курдского радикализма, ни гюленизма) и скандинавов, НАТО и США – с другой, отмечает Кортунов. Турция – слишком важный, даже ключевой член альянса на юге, и Эрдоган будет и дальше искать границы возможных уступок со стороны коллективного Запада, в первую очередь США. Помимо Сирии это снятие санкций в связи с правами человека и покупкой российских зенитных ракетных систем С-400, возвращение в программу истребителя F-35, пересмотр отношений с Грецией по вопросам Эгейского моря и позиций США по Ливии, заключает Кортунов. Агентство Reuters сообщило вчера со ссылкой на источники в делегации США, что Турция ни о чем не просила Вашингтон в ходе решения вопроса о членстве Швеции и Финляндии в НАТО.

Турция добилась реализации своих целей, но лишь на данном этапе, говорит научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев. Турецкие претензии к Швеции и Финляндии, похоже, были приняты во внимание под давлением США и Великобритании, которым Турция нужна для более глобальных целей, в том числе для борьбы с Россией, продолжает эксперт. Подготовка меморандума шла поспешно, что видно по прочтении документа, отмечает Гаджиев.

С другой стороны, документ – это лишь декларация о намерениях, он не обязывает Швецию и Финляндию к выполнению прописанных там требований. Для реализации документа его положениям нужно пройти большой путь через парламенты, говорит Гаджиев. При этом общественное мнение Швеции и Финляндии вряд ли одобрит выдачу Турции политических беженцев, поясняет эксперт.

Согласно уставу НАТО, после приглашения в альянс страна становится наблюдателем на период, в ходе которого она должна выполнить ряд требований, говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Окончательно она принимается после того, как это решение одобряется парламентами всех стран-членов. На этой стадии Турция также может проявить свое недовольство, если сочтет, что Швеция и Финляндия не выполняют договоренности с ней, отмечает Пухов.