Законопроект о внешнем управлении не примут в весеннюю сессию

Инициатива депутатов может быть доработана с ориентиром на предложения РСПП
Депутаты Госдумы пока ещё думают, как лучше реализовать вопросы внешнего управления иностранными компаниями, которые решили уйти из России
Депутаты Госдумы пока ещё думают, как лучше реализовать вопросы внешнего управления иностранными компаниями, которые решили уйти из России / Евгений Разумный / Ведомости

Законопроект о внешнем управлении компаниями Госдума не примет в весеннюю сессию. Об этом «Ведомостям» сказали собеседник в руководстве нижней палаты парламента и собеседник, близкий к правительству.

По словам источника в руководстве Госдумы, «до окончания весенней сессии законопроект не примут, учитывая как идет его рассмотрение». Последнее пленарное заседание в Госдуме в весеннюю сессию должно пройти 6 июля.

Близкий к правительству источник «Ведомостей» также говорит, что законопроект может быть не принят в весеннюю сессию: сейчас идет дискуссия о его доработке. Среди ориентиров по поправкам ко второму чтению он называет предложения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В текущей версии законопроекта бизнес увидел ряд рисков злоупотреблений, а также угрозы для делового климата, писал 17 мая РБК.

Как следовало из письма главы РСПП Александра Шохина в Минэкономразвития, бизнес предлагает сделать не такими обширными полномочия внешней администрации. В частности, ограничить ее в праве запрашивать сведения, составляющие служебную, коммерческую или банковскую тайну организации и ее контрагентов, лишить лиц, назначенных в качестве внешней администрации, права участвовать в торгах по продаже акций подконтрольной организации, наделить внешнюю администрацию полной ответственностью за ее действия.

Внешнее управление в варианте законопроекта депутатов «Единой России» – «это некий крайний случай, если будут отсутствовать другие варианты», сказал Шохин в интервью RTVI в рамках Петербургского международного экономического форума. Более предпочтительные варианты – доверительное управление, продажа, различные опционные схемы, сказал он: «И только в тех случаях, когда по этим схемам не удастся найти новых собственников, новых управляющих, можно использовать вариант с подключением ВЭБ.РФ в качестве внешнего управляющего. Но опять-таки с последующей продажей».

Ранее собеседники «Ведомостей» говорили, что этот законопроект разрабатывался в правительстве. Законопроект в первом чтении приняли 24 мая. В проекте отзыва Белого дома правительство указывало, что поддержит инициативу с учетом замечаний, писали «Ведомости». В частности, Белый дом предлагал расширить перечень организаций, в которых может быть введено внешнее управление, за счет производителей продукции, «применяемой при производстве вооружения, военной, специальной техники», и продукции, применяемой при реализации «проектов в топливно-энергетическом комплексе России».

Согласно карточке на сайте Госдумы, поправки ко второму чтению нужно представить к 22 июня. «Пока собираются поправки к законопроекту. Профильный комитет должен рассмотреть их на следующей неделе», – говорит один из его авторов – депутат Олег Матвейчев. Высока вероятность, что второе чтение законопроекта о внешнем управлении состоится в осеннюю сессию, сказал «Ведомостям» председатель профильного комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов. По его словам, пока комитет не планирует рассматривать поправки к законопроекту ко второму чтению. «Такой инструмент нужен государству, хотя не факт, что он будет применяться. Ко второму чтению нужна серьезная доработка законопроекта. Важно не пугать бизнес, а дать ему возможность сохранить рабочие места. Поэтому нужно внимательно относиться к этой теме», – сказал Гаврилов.

Законопроект о внешнем управлении внесли 12 апреля помимо Матвейчева депутаты Анатолий Выборный, Михаил Старшинов и Виктор Водолацкий (все – «Единая Россия»). По нему внешняя администрация может быть назначена по решению суда в отношении организаций, которые имеют существенное значение для обеспечения стабильности экономики, в случае если иностранные лица из недружественных стран прямо или косвенно владеют более 25% их акций. Основаниями для назначения внешней администрации может стать прекращение управления деятельностью организации ее органами управления после начала спецоперации на Украине 24 февраля, если с этого момента произошло полное или значительное прекращение деятельности.

Законопроект предусматривает два способа работы внешней администрации: передача российской структуре в доверительное управление пакета акций иностранцев на 18 месяцев (с возможностью продления еще на полтора года) или исполнение внешней администрацией обязанностей гендиректора компании в те же сроки. При этом собственники (более 50% акций) смогут в любой момент обратиться в межведомственную комиссию при Минэкономразвития с заявлением о возобновлении деятельности, а также о продаже акций.