Опыт спецоперации привел к отказу ВМФ от закупок патрульных корветов

Их вооружение и мореходность оказались недостаточными
Министерство обороны заказало в 2014–2015 гг. в общей сложности шесть корветов проекта 22160 (головной «Василий Быков» (на фото) и пять серийных)
Министерство обороны заказало в 2014–2015 гг. в общей сложности шесть корветов проекта 22160 (головной «Василий Быков» (на фото) и пять серийных) / Пресс-служба президента России

Военно-морской флот России откажется от заключения контракта на серию из шести патрульных кораблей (корветов) проекта 22160 из-за несоответствия их тактико-технических характеристик боевым условиям применения, сообщил ТАСС со ссылкой на источник в оборонной промышленности.

«Серия патрульных кораблей проекта 22160 продолжена не будет и завершится сдачей Черноморскому флоту в следующем году последнего корвета серии», – сказал собеседник агентства. Он пояснил, что флот не вполне устраивают характеристики и оборудование корветов, испытанных в ходе их боевого применения в специальной военной операции (СВО). Констатированы недостаточная мореходность, слишком легкое бронирование и уязвимость силовых установок, а также слабое противовоздушное вооружение.

Информацию об отказе от продолжения серии «Ведомостям» подтвердили два других источника в оборонной промышленности. Это стало первым ставшим известным публично случаем корректировки программы закупки вооружений после начала СВО на Украине, говорят они. По словам еще одного источника, близкого к ВМФ, если первые шесть кораблей строил Зеленодольский завод им. А. М. Горького (входит в Судостроительную корпорацию «Ак барс»), то вторую серию планировалось строить на дальневосточных заводах Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). 

«Ведомости» направили запросы в ОСК (в ее состав входит Северное ПКБ, разработавшее проект) и Министерство обороны. 

Министерство обороны заказало в 2014–2015 гг. в общей сложности шесть корветов проекта 22160 (головной «Василий Быков» и пять серийных) для Черноморского флота общей стоимостью не менее 36 млрд руб., говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. То, что корабль в данном облике не нужен, стало окончательно понятно несколько лет назад, и меры по корректировке проекта можно было принять уже тогда. Но окончательно точку мог поставить опыт операции на Украине, говорит эксперт. Нужно отметить, что на многих российских военных кораблях последних проектов имеется недостаточное ПВО, говорит Барабанов.

Уже после начала СВО в сети появились фото кораблей проекта 22160 с размещенными на вертолетной палубе зенитно-ракетными комплексами «Тор» ПВО сухопутных войск, установленных для усиления его противовоздушных возможностей. 

Проект оказался неудачен в первую очередь из-за изначально порочной концепции «инновационного патрульного корабля минимального водоизмещения с модульным вооружением», говорит капитан 3-го ранга запаса Максим Климов.

Для патрульных задач нужна мореходность, а с этим у корабля проблемы – из-за малого водоизмещения размещение успокоителей качки оказалось невозможно. Недостаточно водоизмещение и для размещения модульного вооружения в контейнерах, а штатное вооружение крайне слабо, что в полной мере проявилось в ходе СВО, объясняет Климов. «И главное – «инновационные обводы» оказались неудачными по гидродинамике, в результате русский крейсер начала XX в. «Боярин» при вдвое большем водоизмещении и меньшей мощности энергоустановки имел большую скорость, чем патрульный корабль проекта 22160», добавляет эксперт.