Прокурорам дадут право признавать недействительными сделки на фоне контрсанкций

Госдума приняла такой законопроект во втором ключевом чтении
У прокуроров и сейчас есть право вступить в процесс на любой стадии и они имеют право обращаться в суд в интересах государства, но суды не всегда с этим согласны
У прокуроров и сейчас есть право вступить в процесс на любой стадии и они имеют право обращаться в суд в интересах государства, но суды не всегда с этим согласны / Пресс-служба Совета Федерации

Законопроект, расширяющий полномочия прокуроров, принят Госдумой во втором чтении после серьезной доработки. Поправки в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы предполагают, что прокуроры смогут в том числе обращаться в суды с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего ответные меры на недружественные действия иностранных государств. В изначальной версии законопроекта, внесенной в Госдуму правительством еще в июне 2021 г., не было норм о том, что прокурор может обращаться в суды по искам, связанным с санкциями.

Прокуроры, согласно документу, могли вступать в судебный процесс, только если речь шла о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма, законодательстве о налогах и сборах, валютном законодательстве. Ко второму чтению в законопроект внесли поправки. Они также позволяют представителям надзорного ведомства вступить в судебное разбирательство на любой стадии арбитражного процесса, если были выявлены обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что спор инициирован, чтобы обойти антисанкционные меры.

Эти поправки, уже поддержанные Госдумой, предложил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству, бывший зампрокурора Москвы Юрий Синельщиков (КПРФ). Он сказал «Ведомостям», что новеллы – пожелание Генпрокуратуры. По его словам, в арбитражных судах уже рассматриваются споры, которые могут стать объектом внимания надзорного ведомства, но конкретных примеров не привел. «У прокуроров и сейчас есть право вступить в процесс на любой стадии, и они имеют право обращаться в суд в интересах государства, но суды не всегда с этим согласны, – пояснил депутат. – Поэтому прописывается, по каким именно делам могут вступать в спор прокуроры».

«Ведомости» направили запрос в Генеральную прокуратуру.

Куда посмотрят прокуроры

Расширение прокурорского контроля – стандартная мера реагирования государства на особые экономические условия, считает юрист коллегии адвокатов Delcredere Денис Хлопцов: «После кризиса 2008 г. полномочия прокуроров в гражданском процессе тоже были серьезно расширены». По его словам, если закон примут, то прокуратура сможет оспаривать сделки с компанией из перечня лиц, в отношении которых правительством России введены санкции, а также с лицами, подконтрольными недружественному государству.

Управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов приводит пример, когда прокуратура может усмотреть обход антисанкционных мер: постановление правительства от 9 марта 2022 г. № 311 устанавливает запрет вывоза за пределы России определенных видов товаров, но он не распространяется на вывоз таких товаров в страны ЕАЭС. Теперь, если у компетентных органов появится информация, что после вывоза таких товаров в страны ЕАЭС они будут экспортироваться в иные страны, сделку можно будет признать недействительной, полагает он.

Проблема использования судебных решений для пресечения последующего вывода денежных средств за границу стоит в России уже довольно давно, говорит партнер, руководитель практики разрешения споров АБ «А-ПРО» Юлий Ровинский. Сейчас действуют указы президента, постановления и распоряжения правительства, акты Банка России, которые устанавливают ограничительные меры в отношении сделок и операций в ответ на международные санкции, объясняет руководитель группы специальных проектов юридической фирмы Vegas Lex Анастасия Чередова.

В марте 2022 г. был установлен разрешительный порядок для сделок с компаниями из недружественных стран в тех случаях, если такие сделки влекут возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество или предоставление рублевых кредитов и займов, отмечает Чередова. Российские банки должны учитывать эти ограничения и по идее отказать в проведении платежа во исполнение таких сделок, если не представлено разрешение правительственной комиссии. «Если по каким-то причинам платеж все же был осуществлен банком, то данный закон предоставит прокурору полномочие оспорить соответствующую сделку или операцию, совершенную в нарушение специальных экономических мер», – говорит эксперт.

Вступление в процесс

Прокурорам дадут право вступить в процесс, если обнаружится, что сделка предназначена для обхода российских контрсанкций, например, когда денежные средства «недружественной компании» поступают через нейтральную компанию-посредника, отмечает Хлопцов. Прокуроры смогут, к примеру, вступить в дело, где российский суд рассматривает вопрос о выдаче экзекватуры (решение о принудительном исполнении в России решения иностранного суда или арбитража. – «Ведомости») на решения иностранных судов и арбитражей, добавляет он.

Полномочия противодействовать признанию и приведению в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений прокуроры смогут реализовать, если докажут, что зарубежный спор был инициирован искусственно, специально для обхода российских специальных экономических мер, говорит Чередова. Ровинский считает, что количество подобных исков вряд ли будет большим, но наличие у прокуроров таких полномочий заставит бизнесменов «внимательнее оценивать риски при взаимодействии с резидентами недружественных государств».

В подготовке материала участвовал Алексей Никольский