Россия и Турция близки к взаимопониманию по украинскому зерну

Помешать заключению соглашения могут Украина и ее союзники
BULENT KILIC / AFP
BULENT KILIC / AFP

Министр иностранных дел России Сергей Лавров 8 июня встретится со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Министры обсудят «перспективы возобновления российско-украинских мирных переговоров», последняя встреча в рамках которых прошла в конце марта при посредничестве Турции. Кроме того, как анонсировал Чавушоглу еще 31 мая, темой обсуждения с Лавровым станет и вывоз украинского зерна из заблокированных в связи с российской спецоперацией портов юга Украины. 7 июня вопрос об «обеспечении безопасности судоходства в Черном море во взаимосвязи с решением проблемы вывоза зерна с территории Украины» обсудили министры обороны России и Турции Сергей Шойгу и Тулуси Акар, сообщило российское Минобороны.

6 июня издание Politico со ссылкой на источники узнало об отказе США снять санкции с России в обмен на обеспечение экспорта зерна из украинских портов. По данным собеседников издания, Вашингтон ждет дальнейшего прогресса в «переговорах России и ООН» по поставкам зерновых, чтобы посмотреть, откажется ли Москва от требования снять санкции. Сенатор-республиканец Джим Риш заявил, что требование России ослабить санкции в обмен на снятие блокады с портов якобы равносильно шантажу. Ранее Лавров говорил, что речь идет о санкциях в отношении российского судоходства, которые мешают поставлять на рынок дополнительные партии российского зерна, равно как и перевозить украинское.

7 июня Bloomberg, ссылаясь на источники, сообщило, что Россия и Турция, в свою очередь, уже достигли предварительной договоренности о возобновлении поставок зерна из Одессы. Но Киев, по данным собеседников агентства, скептически отнесся к выработанному плану. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя эту публикацию днем 7 июня, отметил, что «пока нет никаких очертаний» предварительных договоренностей, и подтвердил, что «есть, собственно, слова недоверия со стороны украинских представителей». Ранее министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что не доверяет российским обещаниям обеспечить вывоз зерна после разминирования акватории портов. Ни он сам, ни Владимир Зеленский, по словам Кулебы, не были приглашены на переговоры 8 июня. В то же время министр сельского и лесного хозяйства Турции Вахит Киришчи заявил 7 июня турецкому изданию Yeni Safak, что Украина якобы обещала Турции скидку в 25% от рыночной цены в случае успешного посредничества в вывозе зерновых.

Еще 3 июня Владимир Путин в интервью телеканалу «Россия 1» заявил, что зерно, кроме сухопутных коридоров, можно вывезти и через подконтрольные Украине порты после их разминирования. Россия готова помочь с вывозом товара, обеспечить безопасность и заход иностранных судов в Азовское и Черное море и не будет использовать ситуацию для атаки с моря на территорию Украины, сказал Путин.

По словам источника, близкого к Минобороны, речь идет о том, что Украина должна при помощи турецких тральщиков снять препятствующие эксплуатации своих черноморских портов морские мины, а Россия будет гарантировать, что не предпримет никаких действий, которые будут мешать разминированию и дальнейшему вывозу зерна. Проблема не в санкциях против России, а в том, что Украина и Запад могут торпедировать российско-турецкую инициативу, поскольку преследуют цели, отличные от вывоза зерна, говорит собеседник «Ведомостей». Эти цели – обвинение России в организации голода у стран – импортеров зерна и усиление военно-морского присутствия НАТО в Черном море под предлогом помощи в транспортировке сельхозпродукции.

Глава Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли ранее сообщил, что «в случае продолжения военных действий на Украине 323 млн человек во всем мире могут оказаться на грани голодной смерти».

Сейчас на судах и в припортовых элеваторах юга Украины находится около 1 млн т или даже сотни тысяч тонн, что в десятки раз меньше озвучиваемых украинскими и западными политиками цифр (как правило, 20 млн или 25 млн т. – «Ведомости»), поясняет директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. Он отмечает, что уже погруженное на суда зерно принадлежит иностранным покупателям, которые имеют полное право требовать его вывоза, а вот то, что хранится в портовых элеваторах, принадлежит продавцам.

Турция привычно позиционирует себя в качестве «хаба» торгового, логистического, энергетического, а теперь еще и претендует быть продовольственным, говорит научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев Гаджиев. Предлагая создать механизм взаимодействия в зерновом вопросе между Россией и Украиной под эгидой ООН и при своем посредничестве, Турция замыкает на себе этот механизм, продолжает Гаджиев. Предложения Турции по разрешению кризиса серьезны, и Анкара понимает, что для этого ей нужно выступать самой – не как члену НАТО, а именно в собственном качестве – и только так ее усилия будут признаны Россией. Поэтому Анкара пытается ограничить количество крупных военных кораблей НАТО в Черном море, выполняя конвенцию Монтрё, и отказалась от предложений союзников по альянсу использовать их минные тральщики для разминирования Черного моря от дрейфующих с начала спецоперации украинских морских мин. Анкара также отменила ряд учений НАТО в акватории Черного моря.

США и ЕС, вероятно, не примут возможную российско-турецкую сделку по вывозу зерна, считает директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ Юрий Рогулев. Ведь в случае вывоза зерна российскими или турецкими судами исчезнет предлог для углубления вмешательства под видом решения гуманитарной проблемы, также эта договоренность даст путь для обхода Москвой части санкций, продолжает Рогулев. По его словам, в Вашингтоне понимают, что вывоз этого зерна – капля в море для решения проблемы глобального продовольственного кризиса, возложить вину за который очень хочется на Россию.