Рустам Минниханов остался при должности президента
Руководитель республики сохранил прежнее название, несмотря на изменение федерального законаРустам Минниханов продолжил называться президентом Татарстана после вступления в силу в июне нового закона – об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ. Согласно ему руководители регионов более не могут называться «президентами» с 1 июня 2022 г., а могут называться только «главами».
На официальном сайте Минниханова все новости, появившиеся после 1 июня 2022 г., именуют его «президентом». Пресс-секретарь руководителя республики Лилия Галимова сообщила ряду СМИ, что Минниханов сохраняет свое прежнее название должности в «переходный период» – на время приведения регионального законодательства в соответствие федеральному. Его длительность она не обозначила.
«Ведомости» направили запрос в пресс-службу главы региона о том, сколько продлится переходный период, но к моменту сдачи материала в печать ответ не получили.
Сам Минниханов 27 декабря 2021 г., комментируя принятие закона Госдумой, напомнил, что парламент Татарстана (как и часть его представителей на Охотном Ряду) выступал против ряда норм в законе, но отметил, что в республике «живут законопослушные люди». «Я думаю, понятно, что есть сложившиеся исторические вещи, но мы должны уметь слушать друг друга», – говорил он.
Закон, который вводит единообразное наименование глав всех субъектов Федерации, был принят в декабре 2021 г. В документе оговаривалось, что конституция субъекта РФ «с учетом исторических, национальных и иных традиций» может предусматривать дополнительное наименование должности высшего должностного лица субъекта, оно может указываться в региональных нормативных правовых актах. Но это название «не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства – президента РФ», отмечается в законе.
На запрос «Ведомостей» по поводу срока переименования должности руководителя Татарстана соавтор законопроекта, глава комитета по госстроительству Павел Крашенинников не ответил. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Даниил Бессарабов сказал «Ведомостям», что «люфт по времени может и быть», но «федеральный закон предписывает четкое поведение региональным парламентам».
Собеседник «Ведомостей» в Госдуме уверен, что в регионах идет процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, что будет сделано и в Татарстане: «Но процесс непростой, в том числе из-за того, что для внесения изменений в устав или конституцию [республики] нужно собрать сессию с кворумом в 2/3 депутатов».
Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин указал, что республиканское законодательство не может входить в противоречие с федеральным. «Организация публичной власти по принятым поправкам к Конституции, согласно статье 71, относится к полномочиям Федерации, – сказал он. – Поэтому Татарстан в любом случае должен подчиниться этим требованиям». Ситуацию в Татарстане с наименованием главы республики он считает «затягиванием», которое «бессмысленно»: «Ведь, как всем теперь известно, президент в России может быть лишь один, и конституционные изощрения местных юристов, предполагающие процесс обсуждения, сейчас не ко времени». Татарстан и ранее «загадочным образом» не подчинился принятому в 2010 г. закону, запрещающему главам регионов именоваться «президентами» к 1 января 2016 г., напоминает Добрынин.
Политолог Дмитрий Журавлев полагает, что причины оттягивания момента переименования руководителя республики основываются на некоем «символизме»: «В регионе показывают, что это не просто субъект Федерации, не совсем регион, а государство в составе России». Политтехнолог Константин Калачев называет возможность отказа от наименования «президент» неприемлемым для самого Минниханова во время действия его срока полномочий: «Он безусловный авторитет [в республике], лидер, человек, чьи заслуги признают все». Нынешний срок у Минниханова третий, он возглавил республику в 2010 г.