Невывезенного украинского зерна гораздо меньше, чем заявляют на Западе

Россия не блокирует его вывоз, утверждает Кремль
Объемы, которые возможно вывезти с Украины по суше, очень скромные
Объемы, которые возможно вывезти с Украины по суше, очень скромные / JOEL SAGET / AFP

Россия готова внести вклад в преодоление продовольственного кризиса при условии снятия санкций, заявил 26 мая президент Владимир Путин во время телефонного разговора с премьером Италии Марио Драги. По его словам, ситуация в сфере продовольственной безопасности усугубилась из-за антироссийских санкций США и Евросоюза. В тот же день пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что Москва решительно отвергает обвинения в том, что она мешает вывозу украинского зерна.

Поздно вечером 25 мая Минобороны России заявило, что организовало для выхода заблокированных иностранных судов из портов на Черном и Азовском морях гуманитарные коридоры, которые будут работать ежедневно с 8.00 до 19.00 мск.

В Черном море, говорится в сообщении Минобороны, коридор открывается для выхода из портов Херсон, Николаев, Черноморск, Очаков, Одесса и Южный, а в Азовском – для выхода из порта Мариуполь. По данным Минобороны России, сейчас в портах Херсона (под контролем российских войск), Николаева, Черноморска, Очакова, Одессы и Южного остаются заблокированными 70 иностранных судов из 16 государств, которые не могут выйти в море, опасаясь обстрела и мин.

Информация о возможности вывоза заблокированного украинского зерна морским транспортом из портов Украины, которые являлись до начала специальной военной операции России основным путем его доставки, появилась в середине мая. Так, 16 мая The Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщала, что генсек ООН Антониу Гутерриш попросил Москву не препятствовать вывозу зерна из черноморских портов Украины в обмен на содействие смягчению санкций против экспорта калийных удобрений из России и Белоруссии. МИД России подчеркивал в ответ, что причиной создавшейся проблемы стали действия Киева, в том числе минирование прибрежных вод. Часть мин была сорвана штормом в марте, и две из них были уничтожены ВМС Турции вблизи Босфора. В тот же день The Times сообщила, что, по ее данным, Великобритания координирует со своими союзниками потенциальный план отправки военных кораблей в Черное море для сопровождения судов, экспортирующих украинское зерно. Однако представитель правительства Великобритании официально это опроверг.

По оценке Верховной рады Украины, а также главы МИД ФРГ Анналены Бербок, объем заблокированного к вывозу зерна – 25 млн т, по более раннему заявлению президента США Джо Байдена – 20 млн т. ООН приводила гораздо более скромные объемы заблокированного зерна – 4,5 млн т. Сейчас зерно на экспорт Украина вывозит почти исключительно сухопутным путем на Запад – в Европу. «20 млн т зерна должны покинуть Украину менее чем за три месяца, используя инфраструктуру ЕС», – сказала 12 мая еврокомиссар по транспорту Адина Валеан.

Объемы, которые возможно вывезти с Украины по суше, очень скромные – около 1 млн т в месяц, поясняет директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. Однако и морским путем сейчас на самом деле вряд ли можно справиться с теми амбициозными планами, о которых заявляют на Западе. Реально на уже загруженных зерном судах в украинских портах и припортовых элеваторах около 1 млн т. Всего запасов, ожидающих вывоза, – около 18 млн т, заявления западных и украинских политиков о 25 млн т не соответствуют действительности, так как общие запасы зерна на конец сезона на Украине оцениваются ниже 20 млн т. В той же Одессе, где, по словам украинских политиков, может находиться этот объем, нет таких мощностей хранения. Также совершенно нереалистичны заявления ЕС о возможности вывезти 20 млн т за три месяца по суше, считает Сизов. Проблема голода существовала и до 24 февраля и не сгладится от вывоза украинских зерновых – ни 20 млн, ни 1 млн т – последняя цифра более реальна, а события на Украине уже отразились на ценах, говорит Сизов. Изъятые из оборота объемы украинского зерна уже не приведут к дальнейшему росту цен на продовольствие в мире. Изначально рынок переоценивал украинский фактор, сейчас также переоценивает фактор того, сколько можно вывезти, отмечает Сизов.

По словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, в отношении заблокированных на Украине к отправке морем запасов зерна корректна скорее оценка ООН (4,5 млн т), заявления политиков о 25 млн т преувеличены.

Открытие Россией морских коридоров имеет как экономическое, так и геополитическое значение, отмечает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. В мире существует минимум 36 стран, зависящих от поставок пшеницы из России и с Украины, и вывозить ее иначе как морем не получается. По словам Кортунова, если бы сторонам удалось договориться по вопросам продовольствия, то возник бы позитивный импульс для диалога по другим, в том числе военным, вопросам. Тем не менее сейчас НАТО пытается обвинить в продовольственном кризисе исключительно Россию и настроить против нее развивающиеся страны. При этом, добавляет эксперт, предложение альянса вывозить зерно под вооруженным конвоем на практике малоосуществимо. Не факт, что Турция пропустит военные корабли НАТО в Черное море через Босфор и Дарданеллы, а появление натовского флота в Черном море увеличит вероятность инцидентов, говорит Кортунов.

С тем, что инициатива НАТО вывозить пшеницу конвоями нежизнеспособна, согласен главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Он поясняет, что Анкара задействовала конвенцию Монтре и заблокировала проход военных кораблей через проливы. Ожидать, что для военных кораблей НАТО Турция сделает исключение, было бы некорректно. Наряду с этим одно только заявление Москвы мало что меняет в геополитическом раскладе. По словам Лукьянова, о сдвигах можно будет говорить, когда будет достигнута договоренность о зерне на уровне ООН. Россия стремится доказать, что не она является виновником проблем с поставками. При этом остальные государства понимают, что главная проблема заключается непосредственно в боевых действиях, которые мешают вывозу пшеницы, резюмирует Лукьянов.