США создают в Азии и Тихом океане новое партнерство
Оно направлено на экономическое ослабление КитаяПрезидент США Джо Байден запустил 23 мая в Токио новое торговое соглашение с 12 странами Индо-Тихоокеанского региона (Indo-Pacific Economic Framework, IPEF). Об этом американский лидер заявил на пресс-конференции с премьер-министром Японии Фумио Кисидой. Соглашение кроме США и Японии включает Австралию, Бруней, Вьетнам, Индию, Индонезию, Малайзию, Новую Зеландию, Сингапур, Таиланд и Южную Корею, сообщила пресс-служба Белого дома. Указанные страны составляют 40% мирового ВВП и 60% населения земного шара. Соглашение представляет собой направления для развития диалога по широкому кругу вопросов, включая обязательства в области чистой энергии» в регионе, декарбонизации и строительства инфраструктуры, мониторинга сбоев в цепочках поставок и т.п.
О разработке Вашингтоном новой экономической стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе заместитель торгового представителя США Сара Бьянки впервые упомянула 1 февраля. Его содержания Бьянки не раскрыла. The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники в администрации Байдена 7 февраля поясняла, что, согласно проекту стратегии, американцы намерены усилить контакты с государствами АТР. Есть, по данным газеты, в проекте и меры по облегчению доступа к американскому рынку сельскохозяйственной продукции для стран Юго-Восточной Азии.
В то же время WSJ отмечала, что целью стратегии не является возвращение США в инициированный ими самими при президенте Бараке Обаме проект Транстихоокеанского торгового партнерства (ТТП), из которого Вашингтон вышел при президенте Дональде Трампе. Но эксперты, опрошенные «Ведомостями», видят противоположную картину: США явно начали наступательную экономическую политику в Азии. Инициатива ТТП изначально охватывала 12 стран АТР, включая азиатские, латиноамериканские государства, Австралию, Новую Зеландию и США, но исключая Китай, который это соглашение фактически должно было экономически сдерживать.
Аморфное партнерство
Это пока что это довольно аморфная инициатива, в ней вообще ничего не говорится о преференциальных торговых режимах и зонах свободной торговли, говорит китаист, директор Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Василий Кашин. По его словам, анонсированный проект – логичный шаг США по привлечению партнеров к экономическому сотрудничеству, имеющий конечной целью изоляцию Китая. Пока что это выглядит как набор абстрактных инициатив, хотя и очевидно более сфокусированный именно на Юго-Восточной Азии, резюмирует Кашин. С ним согласен и заведующий кафедрой торговой политики ВШЭ Максим Медведков, подчеркивающий, что ТТП было «продвинутым соглашением о свободной торговле», в то время как то, что представлено сейчас, – лишь список направлений переговоров.
Антикитайская направленность новой инициативы также очевидна и Медведкову. Он обращает внимание, что декарбонизация региона является непростым сюжетом для большинства азиатских участников проекта и, вполне возможно, она включена для того, чтобы совместно выработать совместную позицию по зеленому курсу ЕС. Системы раннего предупреждения о сбоях в торговле давно создаются, отмечает он.
Система мониторинга сбоев в цепочках поставок – это инициатива, ярко направленная на поддержку американской экономики, которая является конечным потребителем азиатских товаров и наиболее страдает от нынешней ситуации, говорит Кашин. Это и относительно дешевый способ Вашингтона привязать к себе азиатские страны, создав некие протоколы обмена информацией, взаимных дополнительных обязательств, считает эксперт.
С тем, что IPEF проигрывает по сравнению с нереализованным ТТП, не согласен руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. По его словам, это как раз попытка реанимации ТТП, но на новом, более «изящном» уровне – смесь из ТТП и запущенной в 2019 г. Blue dot Network (инициатива США, Японии, и Австралии по оценке и сертификации проектов инфраструктуры по мерам финансовой прозрачности, экологической устойчивости и влиянию на экономическое развитие для мобилизации частного капитала на инвестирование за рубежом. – «Ведомости»). В целом нынешнюю инициативу можно расценивать как проект по построению США сети для решения своих проблем в регионе при минимальном задействовании собственных ресурсов, но при сохранении Вашингтоном контроля.
Пока не ясно, насколько страны региона согласятся работать на американцев, ведь одновременно они будут участвовать и в «китайском» ВРЭП и других проектах и блоках, говорит Куприянов. Наконец, новая схема для американцев – при внешней выгоде от перекладывания бремени на местных игроков – может оказаться рискованной по этой же причине: она более уязвима для действий стран региона. И не факт, что Вашингтон получит некую эффективную стратегию сдерживания Китая, полагает эксперт.
Цель – Китай
Фактически новый проект соглашения является продолжением политики возвращения в Азию, которую принял Обама, говорит директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. Главная цель данной политики – укрепление роли США в АТР в условиях усиления Китая в регионе и в мире. Этой же цели служили ранее инициативы по ТПП, объединению «четверки» (QUAD – США, Япония, Австралия и Индия) и Индо-Тихоокеанского региона. Проект IPEF продолжает взятую Обамой линию, но есть различия в составе соглашения и композиции участников. Что касается состава, то в проекте ТПП не участвовала Индия. При этом стоит учитывать, что состав IPEF пока не зафиксирован, США продолжают переговоры с возможными участниками.
Создание IPEF потребовалось в новой геополитической обстановке, в условиях перераспределения политического и экономического влияния стран в регионах и на глобальном уровне. Вернуться к ТПП у США нет возможности из-за заявки Китая на вступление в соглашение, а форматы QUAD и AUKUS (военное и технологическое партнерство США, Великобритании и Австралии) носят скорее политический характер, поясняет эксперт.
Нетарифные ограничения, которые включаются в такие соглашения, как IPEF, идут вразрез с национальной политикой Китая, что делает невозможным вступление Китая в подобные соглашения, продолжает Кнобель. При этом, по его словам, такие нетарифные барьеры становятся даже большим ограничением для торговли, нежели тарифы. Одновременно данное соглашение является попыткой зафиксировать правила торговли США на международном уровне в условиях трансформации всей международной системы. Политика по установлению набора правил, необходимых США, проводится последними уже на протяжении многих лет, в том числе на таких площадках, как ВТО, G7, G20 и АТЭС, отмечает эксперт. Данная политика встретила сопротивление участников (прежде всего России и Китая), поэтому США вынуждены искать другие выходы, говорит Кнобель.
Влияние на Россию
Что касается влияния соглашения на торговлю российских производителей со странами – членами этой структуры, здесь многое будет зависеть от действий правительства России. Фактически сейчас уже действует ряд значительных ограничений в торговле со странами, вводящими санкции против России. Торговлю же со странами, не вводившими санкций против России, но участвующими в соглашении, возможно продолжить, но, скорее всего, в таком случае будет создана система одновременного существования разных правил торговли в зависимости от страны происхождения товаров и услуг. Что, в свою очередь, ставит под угрозу всю сложившуюся систему международной торговли, заключает эксперт.
Обычно подобные соглашения сами по себе не предполагают ограничений на торговлю с третьими странами, объясняет руководитель центра экономической интеграции Института развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли Никита Пыжиков. Но ограничения внешней торговли, накладываемые подобными соглашениями, уже встречались в международной практике. Согласно соглашению USMCA (заключено между США, Мексикой и Канадой), если страна-участница планирует заключить торговое соглашение со страной, экономику которой кто-либо из членов USMCA считает нерыночной, то такое торговое соглашение должно быть предварительно согласовано со всеми членами USMCA. Например, США может потребовать расторжения торговых соглашений стран USMCA со странами ЕАЭС, так как в ЕАЭС входит Белоруссия, экономику которой США не признает рыночной. Не исключено, что подобными положениями США дополнит и IPEF.
Также в рамках данного соглашения в правилах происхождения товаров может быть указана высокая доля локальных компонентов. Допустим, если Индия хочет открыть автомобильное производство при экспорте технологий из США, то при высокой обязательной доле локальных компонентов места для российского сырья или компонентов в этих автомобилях может не хватить, говорит Пыжиков.