Миронов выступил в Госдуме с предложением перенести выборы на год

Закон можно изменить до начала кампании, но вряд ли это будут делать, говорят эксперты
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов во время выступления от фракции на заседании Госдумы 17 мая предложил перенести единый день голосования (ЕДГ) на 2023 г. в связи с военной спецоперацией на Украине.

«Мы в этом зале поддерживаем президента, мы все поддерживаем специальную военную операцию, а на выборах мы должны говорить о наших противоречиях, о том, с чем мы не согласны, – сказал Миронов. – Давайте деньги отправим на нашу армию, на наши освобожденные территории».

По его словам, «на фронтах куется настоящая русская элита»: «Давайте, когда они вернуться с победой, выборы и проведем!». Заявление Миронов анонсировал 8 мая в своем Telegram-канале: «Читаю письма в свою интернет-приемную. Очень многие спрашивают: «А нужен ли нам ЕДГ в сентябре этого года?».

В выступлениях других депутатов в начале заседания Госдумы, которое прошло впервые с 21 апреля, тема переноса выборов не поднималась.

Курирующий законотворчество первый замруководителя фракции «Единая Россия» Дмитрий Вяткин отказался прокомментировать «Ведомостям» заявление Миронова.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков после заявления лидера «Справедливой России» сказал журналистам, что никаких решений по вопросу переноса сентябрьских региональных выборов в Кремле нет.

«Пока это [только] предложение Миронова», – говорит близкий к администрации президента источник «Ведомостей».

При этом юридически реализовать решение до начала избирательной кампании еще возможно, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к руководству Госдумы. Назначение региональных выборов начинается со 2 июня, и после этого менять правила их проведения будет уже невозможно.

То есть, как пояснил «Ведомостям» юрист Олег Захаров, до 1 июня федеральный закон, который позволит перенести ЕДГ на 2023 г., должен вступить в силу: «Без изменения федерального закона в данном случае не обойтись, в отличие от смены формата избрания губернаторов – на прямых выборах или депутатами регионального парламента».

«При полной "симфонии властей" поправки можно принять и за дней 10, – говорит юрист Гарегин Митин. – Вопрос только политической воли и объективной обоснованности данного решения». Если для условной пограничной Белгородской области изменение федерального закона могло бы быть актуально в этом году, то для отдаленных регионов такие основания не просматриваются, считает он.

Основания для переноса даты голосования – это полномочие федерального уровня, регионы сами не могут решить этот вопрос, отмечает Захаров: «С учетом процедуры прохождения такого законопроекта, требующей учета мнения регионов, <...> это маловероятный сценарий».

Регламентных препятствий для оперативного изменения закона и переноса выборов нет, учитывая, что впереди еще три дня пленарных заседаний, считает политолог Павел Склянчук: «Если потребуется ускорить процесс, не обязательно вносить отдельный законопроект, достаточно подготовить поправку ко второму чтению более-менее проходящей инициативы, уже находящейся на рассмотрении».

Но принять поправки надо оперативно, рассуждает Склянчук: к примеру, последнее перед стартом кампании заседание Совета Федерации пока назначено на 25 мая (СФ утверждает законы и отправляет на подпись президенту).

Если бы было принято решение вносить изменение в федеральное законодательство, то в ст. 8 ФЗ-67 (об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России), говорит Митин. В качестве основания для продления сроков полномочий отдельных органов публичной власти спецоперацию и связанные с ней события закон «не называет», подчеркивает он.

Власти, конечно, могут предложить изменения в избирательное законодательство, но вряд ли пойдут по этому пути, говорит эксперт по выборам Григорий Мельконьянц. Выборы могут быть отложены решением ЦИК России, отмечает он: «Это новое полномочие комиссии, которое может быть реализовано при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». Оно позволяет отложить выборы, объяснив это «эпидемиологической ситуацией».

После майских праздников «настрой и в регионах, и в партиях, и у кандидатов на выборы осенью, все к ним активно готовятся», говорит Захаров: «Если какие-то сомнения и были, то с переходом “электорального экватора” в середине мая, когда до назначения выборов остаются считанные дни, такое кардинальное изменение не выглядит мейнстримным решением».

Политолог Алексей Макаркин напомнил, что в СМИ уже были утечки о том, что выборы могут быть перенесены, но они пока не реализованы. Высказанная Мироновым инициатива «не консенсусная» для власти, потому что в противном случае ее инициировала бы «Единая Россия», уверен Макаркин.

По словам собеседника в руководстве другой парламентской партии (не «Справедливой России»), Миронов ранее решил, что выборы проходить не будут и де-факто остановил работу избирательных штабов в регионах. «Ведомости» направили запрос представителю партии.

«У парламентских партий по внешнеполитическим вопросам и вопросам, связанными с обороной, всегда общая позиция. Это никогда не мешало проводить выборы», – отметил руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Эксперт считает, что сейчас патриотический консенсус может сыграть на руку парламентским партиям.

Если опасаться воздействия экономических факторов из-за санкций, то ситуация как раз может ухудшиться позже, отмечает он. Поэтому скорее всего выборы в 2022 г. будут, добавляет Костин: «Возможно, “Справедливая Россия” и ее лидер переживают за свои результаты или пытаются нарастить присутствие в информповестке».