Президентом Филиппин избран сын свергнутого 36 лет назад диктатора
Маркос-младший победил, заключив союз с дочерью уходящего президентаСын свергнутого в 1986 г. диктатора Филиппин Фердинанд Маркос-младший лидирует на выборах президента этой страны в Юго-Восточной Азии с населением свыше 100 млн человек. Об этом свидетельствуют распространенные 10 мая предварительные данные избирательной комиссии. Маркос-младший предварительно получил более 31 млн голосов. Своего ближайшего конкурента – вице-президента Лени Робредо он обгоняет более чем вдвое: Робредо получила лишь 14,8 млн голосов. Следом за ней расположился сенатор и известный боксер Мэнни Пакьяо с результатом в 3,6 млн голосов. Другой оппонент Маркоса – мэр Манилы, столицы Филиппин, Франсиско Домагосо, набравший 1,9 млн голосов, уже признал свое поражение и попросил своих сторонников поддержать лидирующего кандидата. «Я хотел бы поздравить бывшего сенатора Фердинанда Маркоса с его лидерством [на выборах]. Мы должны дать шанс новому руководству», – заявил Домагосо во время видеообращения в Facebook (запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской). Выборы президента в стране проводятся в один тур, для победы достаточно относительного большинства голосов.
Президент Филиппин может избираться лишь на один шестилетний срок. Уходящий со своего поста президент Родриго Дутерте запомнился многими радикальными инициативами, в том числе разрешением на убийство наркоторговцев полицией и гражданами. Он неоднократно встречался с президентом России Владимиром Путиным и посетил Москву с визитом в 2017 г., среди прочего обсуждалась закупка российских военных вертолетов и других вооружений. Однако из-за давления США эти сделки не состоялись, говорит человек, близкий к системе военно-технического сотрудничества.
Наряду с выборами президента 9 мая филиппинцы голосовали за кандидатуры вице-президента, сенаторов, конгрессменов, а также нескольких тысяч других чиновников. Примечательно, что на выборах вице-президента лидирует дочь нынешнего лидера Филиппин – мэр города Давао Сара Дутерте-Карпио. За нее свои голоса отдали 31,3 млн избирателей.
Как сообщает Reuters, Маркос-младший вернулся в большую политику спустя 36 лет после изгнания его семьи с Филиппин. В 1986 г. в результате так называемой желтой революции был свергнут президент Фердинанд Маркос-старший. Он бессменно правил Филиппинами 21 год, с 1965 по 1986 г. Его правление отметилось повсеместными нарушениями прав человека, а также высоким уровнем коррупции. По данным Reuters, во время президентства Маркоса нарушались права человека, а его семья незаконно обогатилась на $10 млрд. Маркос-младший принимал участие в политической деятельности отца, например в 1983 г. он был назначен губернатором провинции Илокос-Норте, будучи всего лишь 23 лет от роду. В 1991 г. ему и прочим членам семьи Маркос было позволено вернуться на Филиппины. По возвращении родственники бывшего президента развернули масштабную компанию по реабилитации своего имени. Это, а также удачный политический союз с дочерью президента Дутерте позволили свершиться ранее немыслимому возвращению Маркосов к власти, подчеркивает Reuters.
Любому филиппинскому лидеру в первую очередь придется заниматься экономическими вопросами, говорит научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дарья Панарина. У Маркоса-младшего в случае победы не будет возможности вести радикальный политический курс, да и ожидать возвращения времен его отца было бы некорректно. Филиппины, отмечает Панарина, сейчас явно не готовы к значительным политическим переменам. Экономика страны была подорвана коронавирусом, так как Филиппины в основном существуют за счет туризма, трудовых мигрантов и также бизнес-аутсорсинга. По словам эксперта, у страны нет серьезных доходов от производства и экспорта, поэтому, когда из-за пандемии поток мигрантов упал вдвое, это серьезно подкосило экономику. Не лучшим образом на Филиппинах сказался и карантин – один из самых жестких в мире. В целом же от Маркоса-младшего следует ожидать более мягкой политики в борьбе с наркобизнесом и эпидемией коронавируса, чем у Дутерте. Панарина добавляет, что в стране существует запрос на сильного лидера, которым может стать Маркос-младший, но этого требует в основном молодежь. Филиппинцы, не заставшие период диктатуры, воспринимают либеральный курс как слабость и хотят от президента более «профилиппинской» политики, а также решения социальных проблем, резюмирует эксперт.
Союз Маркоса-младшего и дочери президента Дутерте воплощает в себе альянс между традиционной манильской правящей элитой и новыми политиками, замечает заведующий кафедрой истории и регионоведения Московского гуманитарного университета Дмитрий Мосяков. В случае вероятной победы Маркоса от Филиппин можно ожидать более последовательного проамериканского курса. По словам Мосякова, Дутерте, балансируя между США и Китаем, зачастую принимал эмоциональные решения. Власть, которая придет ему на смену, тесно связана с американцами, поэтому ее внешнеполитический курс будет более предсказуемым. При этом в остальном Маркос-младший продолжит курс Дутерте и станет разбираться с теми же проблемами: бедностью, наркотрафиком и сепаратистами на юге страны. Без решения этих актуальных вопросов филиппинское общество попросту не выживет, поясняет эксперт.