Евросоюз обсуждает введение санкций против патриарха Кирилла
Но на саму РПЦ ограничения вряд ли серьезно повлияют, говорят экспертыГлава Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Московский и всея Руси Кирилл может оказаться под персональными санкциями Евросоюза в рамках шестого пакета ограничений из-за военной спецоперации России на Украине. Об этом сообщили Аgence France Press со ссылкой на документ и газета New York Times со ссылкой на европейских дипломатов, ознакомившихся с ним.
Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что возможное включение патриарха в санкционный список Евросоюза «не имеет ничего общего со здравым смыслом». «Чем более неизбирательными становятся санкции, чем более они теряют связь со здравым смыслом, тем более отдаленным становится достижение мира», – написал Легойда в своем Telegram-канале. В юридическом отделе Московской патриархии «Ведомостям» заявили, что пока не предпринимали никаких действий в связи с информацией о возможных санкциях в отношении патриарха Кирилла, но, несмотря на сомнения в действенности таких ограничений, возможность введения санкций воспринимают как реальную.
Повод для возможных санкций в отношении патриарха издания не указывали. За день до появления соответствующей информации, 3 мая глава европейской дипломатии Жозеп Боррель пояснял, что в санкционный список ЕС будут внесены те физлица, которых посчитают «субъектами дезинформации». В тот же день Кирилл в проповеди заявил, что Россия «никогда ни на кого не нападала», а «защищала свои рубежи».
Наложить санкции на Кирилла первыми предложили власти Литвы в конце апреля за то, что предстоятель РПЦ, по мнению Вильнюса, «поддерживает [специальную военную операцию]». Власти страны тогда также заявили о том, что принимают участие в обсуждениях отделения Литовской православной церкви от Московской патриархии, но «это прежде всего вопрос самоопределения народа и общины».
За день до появления сообщений о возможном включении предстоятеля РПЦ папа римский Франциск рассказал детали прошедшей 16 марта беседы по видеосвязи с патриархом Кириллом в интервью Corriere della Sera. По словам главы католической церкви, патриарх говорил тогда с ним 40 минут, из которых половину времени «с картой в руках зачитывал все обоснования» для военной спецоперации России на Украине. Франциск, по его словам, отвечал, что, говоря о военных аспектах, «ничего в этом не понимает» и задача предстоятелей церкви заключается в поиске «пути мира, чтобы положить конец обстрелам», а «патриарх не может превратиться в путинского алтарника (ит. сhierichetto. – «Ведомости»)». В РПЦ позже заявили о «некорректной тональности» в изложении папой Франциском беседы с патриархом.
Заявления папы Франциска
В том же интервью Corriere della Sera папа Франциск, однако, высказал предположение, что начало Россией специальной военной операции на Украине могло быть вызвано «лаем НАТО в дверь России» и гневом, появление которого, «возможно, спровоцировали». Папа римский также отметил, что передал в Москву через госсекретаря Святого Престола кардинала Пьетро Паролина на двадцатый день войны предложение о встрече с президентом России Владимиром Путиным, на которые так и не получил ответа. Франциск подчеркнул, что в первую очередь хочет приехать именно в Москву, а не в Киев, так как «сначала должен встретиться с Путиным».
Возможные санкции против патриарха Московского не будут новым прецедентом в области международного права, так как они вводятся при соответствии действий, высказываний или поведения определенного лица критериям из нормативных правовых актов о санкциях, поясняет руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин. «Исключений для определенных лиц или профессий Регламент ЕС 269/2014 и Решение 145/2014 не предусматривают», – отметил Гландин.
Более того, Евросоюз уже вводил санкции в отношении религиозных деятелей, продолжает эксперт. В 2011 г. под ограничения Брюсселя попал бывший англиканский архиепископ Хараре и Машоналенда в Зимбабве Нолберт Кунонга, сторонник многолетнего лидера страны Роберта Мугабе. Он был включен в санкционный список с формулировкой: «самозваный англиканский епископ, громогласный сторонник режима, при совершении актов насилия в отношении сторонников церкви в 2011 г. его последователей поддерживала полиция». В то же время Кунонга был отлучен от церкви за три года до попадания в европейский санкционный список – в 2008 г.
Эксперт российского совета по международным делам Иван Тимофеев считает, что попадание предстоятеля РПЦ осложнит его официальные визиты в целом и вообще любые транзакции, связанные непосредственно с патриархом. Он согласен с Гландиным, что на РПЦ ограничения могут сказаться лишь косвенно и то лишь в случае, если сделки с контрагентами подписывает сам патриарх, вряд ли это будет делаться на практике.