Как США испортили отношения с Саудовской Аравией

Этот разлад мешает американскому давлению на Россию
Саудовские источники сообщают, что требования по форме признания со стороны США притязаний Мухаммеда бен Салмана Аль Сауда (на фото) на верховную власть повысились
Саудовские источники сообщают, что требования по форме признания со стороны США притязаний Мухаммеда бен Салмана Аль Сауда (на фото) на верховную власть повысились / Kevin Lamarque / Reuters

Разногласия между США и Саудовской Аравией, усиливавшиеся с 2019 г. после убийства осенью 2018 г. журналиста The Washington Post Джамала Хашкаджи сотрудниками саудовских спецслужб, достигли критической точки с началом Россией боевых действий на Украине, сообщает The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на дипломатические источники. Фактически управляющий страной наследный принц Мухаммед бен Салман Аль Сауд хочет официального признания президентом Джо Байденом его притязаний на высшую власть в королевстве, изменения позиции США по гражданскому конфликту в Йемене, где против проиранских повстанцев-хуситов воюет просаудовская коалиция, и разморозки связанных с этим поставок высокоточного оружия. Он также требует подтверждения гарантий безопасности перед лицом Ирана, содействия развитию саудовской гражданской ядерной программы и увеличения американских инвестиций в экономику.

Администрация Байдена еще до начала боевых действий на украинской территории безуспешно настаивала на увеличении Саудовской Аравией добычи нефти, чтобы обрушить цены на нефть и лишить Россию значительной части доходов. Вместе с тем американский президент столь же последовательно выступал против «уступок» Эр-Рияду по йеменскому вопросу.

Одной из знаковых точек значительного ухудшения отношений между администрацией Байдена и наследным принцем стала, как сообщает WSJ, ссора между советником американского президента по национальной безопасности Джейком Салливаном и наследным принцем Салманом в сентябре 2021 г. Тогда Салливан якобы задал тому вопрос об убийстве журналиста Джамала Хашкаджи в саудовском консульстве в Стамбуле в 2019 г., а затем о наращивании добычи нефти. Источники издания утверждают, что этот вопрос так разозлил наследного принца, что он накричал на Салливана и призвал США «забыть о своей просьбе» по добыче нефти. Саудовские источники газеты подчеркивают, что наследный принц «хочет оставить убийство Хашкаджи позади» в повестке отношений с американцами. Также он ожидает, что Байден даст госдепартаменту указание продемонстрировать неким образом фактическое лидерство Салмана на фоне тяжелой болезни его отца – Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда.

Пресс-секретарь Совета национальной безопасности Адрианна Уотсон 20 апреля, комментируя публикацию газеты, заявила, что Салливан не обсуждал с принцем Салманом вопрос увеличения добычи нефти, отрицала факт их ссоры, а также подчеркнула, что США остаются верны своим обязательствам по защите и укреплению оборонных возможностей королевства.

Как сообщил WSJ неназванный высокопоставленный американский чиновник, сейчас, по состоянию на вторую половину апреля 2022 г., Вашингтон уже прекратил просить Эр-Рияд увеличить добычу нефти, остановившись на том, чтобы саудовская сторона «не делала ничего, что может навредить усилиям Запада на Украине». Собеседник газеты из среды саудовских официальных лиц отметил, что главный риск для США – более тесное сотрудничество Саудовской Аравии с Китаем и Россией или даже сохранение нейтралитета в отношении ситуации на Украине.

Саудовские источники, в свою очередь, сообщают, что требования по форме признания со стороны США притязаний Мухаммеда бен Салмана Аль Сауда на верховную власть повысились. Если еще «несколько месяцев назад» было бы достаточно телефонного звонка Байдена, в котором тот бы подтвердил, что видит в наследном принце будущего официального главу государства, то «теперь саудовские официальные лица скептически относятся к тому, что даже государственного визита [где Байден выскажет подтверждение] будет достаточно».

86-летний правящий с 2015 г. король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд в последние годы демонстрирует проблемы со здоровьем. В июле 2020 г. его госпитализировали из-за проблем с желчным пузырем, и де-факто государством правит наследный принц. Однако он успел серьезно испортить отношения с родственниками, что может затруднить наследование им престола.

В ноябре 2017 г. наследный принц арестовал 350 человек саудовских бизнесменов и чиновников, среди которых было 11 принцев. Их подозревали в коррупции, однако поместили не в тюрьму, а в отель Ritz Carlton в Эр-Рияде. В феврале 2018 г. принцы были отпущены. Это произошло в обмен на «возвращение в казну государства» около $100 млрд, пояснил в марте сам наследный принц в интервью CBSnews. Самым богатым из задержанных оказался племянник короля Аль-Валид ибн Талал Аль Сауд, чье состояние оценивается в $18,8 млрд. По данным WSJ, конкретно его освободили после уплаты $6 млрд.

В начале марта 2020 г., по данным The New York Times, были арестованы по неизвестным причинам три высокопоставленных члена королевской семьи Саудовской Аравии, в том числе лишившийся в 2017 г. статуса наследного принца экс-глава МВД страны, племянник короля Мухаммед бин Наиф Аль Сауд, а также 77-летний младший брат короля Ахмад бин Абдул-Азиз Аль Сауд. Позже Associated Press сообщалось, что они арестованы по подозрению в госизмене и даже могли готовить свержение Салмана.

Разногласия между администрацией Байдена и принцем Салманом выгодны России, однако они носят временный характер, так как стратегическим интересом США все же является поддержка Саудовской Аравии – страны в целом против Ирана, говорит ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

По его словам, озабоченность наследного принца признанием американцами его статуса фактического лидера страны вызвана неуверенностью в своем положении и опасениями смещения со стороны других элитных групп королевского дома, причем не без помощи Вашингтона.

Долгов считает, что если американцы дадут Салману гарантии того, что обеспечат за ним королевский трон в ближайшем будущем от посягательств конкурентов, то в знак этого ничего не значащего символического шага он может пойти навстречу Байдену и увеличить добычу. В свою очередь, продолжает Долгов, если наследный принц будет упорствовать в энергетическом вопросе или пытаться делать то, что навредит американцам, они вполне могут способствовать его падению. Салман это понимает и поэтому в перспективе, скорее всего, может пойти на уступки, несмотря на взаимную личную неприязнь между ним и Байденом, особенно на фоне нарушения прав человека в королевстве и убийства Хашкаджи. Салман вполне может пожертвовать отношениями с Россией – ситуативным партнером – ради преференций от партнера стратегического.

Противоречия в американо-саудовских отношениях носят фундаментальный, системный характер и один из главных элементов кризиса – недоверие Эр-Рияда к Вашингтону, возражает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. Ответственность за это лежит на администрации Байдена: она фактически показала, что Ближний Восток утрачивает для Вашингтона свою важность на фоне борьбы с Китаем, соответственно, падает и важность Саудовской Аравии. Белый дом с 2021 г. вместо усиления Эр-Рияда в рамках антииранского альянса возобновил переговоры по ядерной сделке с Тегераном, говорит Суслов.

Поэтому Эр-Рияд стремится диверсифицировать свои отношения, искать альтернативных партнеров. Отчасти это относится и к России, полагает эксперт. Неудивительно, что сейчас, в условиях украинского конфликта, Саудовская Аравия не хочет «подыгрывать» США и идти на антироссийские шаги, на наращивание добычи нефти в большем масштабе, чем это предусмотрено на последней встрече ОПЕК+ в январе 2022 г. Эр-Рияд не уверен, что получит что-то значимое от Вашингтона в обмен на наращивание добычи. Нет уверенности и в том, что американцы будут в долгосрочной перспективе учитывать и поддерживать интересы саудитов, как глобальные, так и региональные, в частности в Йемене. Что касается необходимости подтверждения статуса Салмана, Суслов отмечает, что на самом деле он давно признан всеми международными партнерами королевства и не ставится под сомнение, коль скоро именно с наследным принцем они ведут свои контакты.