На Байкале разрешат строить только для БАМа и Транссиба
Госдума уточнила поправки по застройке в заповедникахГосдума 19 апреля должна рассмотреть во втором чтении правительственный законопроект, изначальная версия которого допускала строительство любых инфраструктурных и промышленных объектов на территориях заповедников. Комитет по строительству (отвечает за законопроект в Госдуме) предложил скорректировать инициативу, сказал «Ведомостям» его председатель Сергей Пахомов. Поправки готовились и с учетом мнения депутатов комитета по экологии. Его председатель Дмитрий Кобылкин сказал, что в адрес комитета поступили «десятки тысяч обращений граждан, обеспокоенных судьбой заповедных территорий, которые могли быть затронуты в случае принятия законопроекта в первоначальной редакции».
Инициативу Белый дом внес в Госдуму 25 марта. Документ в первоначальной редакции должен был освободить от необходимости проводить экологическую экспертизу при реализации на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) всех объектов для «модернизации и расширения транспортной, промышленной и иной инфраструктуры», т. е. не только магистральной инфраструктуры, как в действующем законодательстве. Схожие поправки предложили в закон об ООПТ, а также в закон об охране озера Байкал. «Ведомости» ознакомились с проектом поправок, с учетом которых нижней палате рекомендуют принять законопроект во втором чтении.
Теперь в поправках появляется норма «о реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры», в рамках которых можно будет не проводить экологическую экспертизу. Под этим понимаются проекты, которые проводятся «в соответствии с приоритетами, целями и задачами стратегий социально-экономического и пространственного развития России», а также иные объекты капитального строительства федерального, регионального или местного значения для строительства объектов инфраструктуры. Одновременно депутаты решили прописать перечень объектов, которые могут быть построены в упрощенном порядке без экспертизы. В него вошли объекты энергетической и социальной инфраструктуры, а также промышленной инфраструктуры, обеспечивающие создание «импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий и производство продукции, не имеющей российских аналогов».
«Строительство и реконструкция любых объектов инфраструктуры будет осуществляться исключительно с соблюдением природоохранного и экологического законодательства», – считает Пахомов. Законопроект изначально не предполагал таких норм, сказал «Ведомостям» представитель вице-премьера Марата Хуснуллина: «Это вызвало вопросы, для уточнения которых был сформирован закрытый перечень объектов, к которым применяется закон». При этом он изначально не предполагал возможности строительства в зоне Байкала каких-либо новых категорий объектов, сказал собеседник. «Более того, в новой редакции ко второму чтению ограничения были усилены, дабы вовсе не оставить возможности двойственных трактовок», – утверждает он.
Меняются по сравнению с первым чтением и нормы, которые касаются Байкала. По действующему закону до 31 декабря 2024 г. на Байкальской природной территории осуществляется деятельность, необходимая для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба в соответствии с законом об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Поправки, утвержденные думским комитетом 15 апреля, прямо указывали, что «строительство новых объектов инфраструктуры, не связанных с модернизацией и расширением БАМа и Транссиба, в границах Байкальской природной территории не допускается». Но, как говорит собеседник «Ведомостей» в Госдуме, уже после очного заседания комитета по строительству в документ вновь были внесены изменения, в частности, они касались норм закона об охране Байкала. Норму о том, что строительство новых объектов инфраструктуры не допускается, убрали.
Вместо этого вписали, что ограничения на стройку не касаются любых «видов деятельности», связанных с увеличением пропускной способности БАМа и Транссиба (БАМ проходит севернее озера, Транссиб – южнее). Эта формулировка звучит неоднозначно, говорит гендиректор фонда «Озеро Байкал» Анастасия Цветкова. Если первоначально в поправках ко второму чтению речь шла про запрет на новые объекты инфраструктуры, не связанные с БАМом и Транссибом, то сейчас формулировка описывает не объекты, а запрет на «виды деятельности», не связанные с магистралями, указывает она. «Что под ними подразумевается в контексте БАМа и Транссиба – не очевидно: это могут быть и новые объекты инфраструктуры, и взрывные работы, и рубки и проч. То есть остается непонятным, какие виды деятельности будут запрещены, а какие нет», – говорит эксперт.
Представитель РЖД пояснил, что программа модернизации железных дорог Восточного полигона включает реконструкцию станций и действующих железнодорожных линий между ними, включая строительство дополнительных путей и некоторых технологических объектов вдоль БАМа и Транссиба. По его словам, программа предусматривает использование «самого экологически чистого вида тяги – электрификацию линий БАМа», для чего потребуется строительство тяговых подстанций и модернизация локомотивных депо. Технологические же железнодорожные объекты вдоль действующих дорог в подавляющем большинстве случаев расположены вдали от береговой линии Байкала, говорит собеседник.
Минприроды в разработке законопроекта не участвовало, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. В законопроекте нет прямых рисков, но есть косвенные, которые могут интерпретироваться двояко. Собеседник подчеркивает, что Минприроды категорически против строительства на ООПТ промышленных объектов.