В случае снятия нефтяного эмбарго США ВВП Венесуэлы вырастет на 20% в 2022 году
Но добиться этого решения от Вашингтона будет сложноВВП Венесуэлы, находящейся под жесткими санкциями США, включая нефтяное эмбарго, в 2022 г. может вырасти на рекордные 20%. В начале 2022 г. этот рост оценивался в 4,5%, говорится в прогнозе Credit Suisse. Кроме роста ВВП Credit Suisse допустил в своем прогнозе снижение инфляции со 150 до 70%, рост налоговых поступлений в долларовом эквиваленте на 40%.
В числе факторов, которые повлияли на пересмотр прогноза, – военная операция России на Украине, которая может привести к перераспределению источников поставок нефти и, соответственно, постепенному восстановлению отношений страны с США и отмене нефтяного эмбарго. Еще один фактор – эффект низкой базы. В 2020 г. венесуэльская экономика достигла своего дна: ее ВВП обвалился еще на 30% после падения на 35% в 2019 г., а инфляция составила 3000%. В 2021 г. падение ВВП составило лишь 5%.
5–6 марта США провели переговоры с правительством Венесуэлы во главе с президентом Николасом Мадуро, которое с 2019 г. не признают легитимным. Нефтяное эмбарго и другие санкции были введены в марте 2019 г., после того как США не признали переизбрания Мадуро. Уже третий год Венесуэла лишена возможности продавать легально на традиционный для нее американский рынок нефть, общий экспорт которой в 2019 г. давал бюджету страны 96% доходов. Пресс-секретарь президента США Джен Псаки заявила, что американская делегация обсуждала в Венесуэле кроме вопроса освобождения из заключения американских граждан и «энергобезопасность».
По данным ОПЕК, добыча нефти в Венесуэле упала с 3 млн барр. в сутки в 2002 г. менее чем до 800 000 барр. в сутки в начале текущего года. Сейчас до 15% добычи в стране (120 000 барр. в сутки) контролируется «Росзарубежнефтью», которая владеет 40% акций совместно с венесуэльской государственной PDVSA. В начале марта США в связи с военной операцией России на Украине ввели эмбарго на поставки российской нефти (на тот момент поставки находились на уровне 148 000 барр. в сутки), которая замещала венесуэльскую, будучи схожей с ней по характеристикам.
Хотя эффект низкой базы может сработать как один из факторов быстрого роста венесуэльского ВВП в 2022 г., главным все же остается вопрос снятия санкций, без чего американские компании не могут работать в стране, в особенности снятия нефтяного эмбарго, говорит заместитель директора Института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь. Таким образом, вопрос о наращивании добычи в короткие сроки, с которым и будет связан экономический подъем, открыт, так как это зависит исключительно от успеха возможных политических переговоров с США, которые до 2019 г. были основным рынком сбыта, говорит Розенталь. Снятие же санкций, от которого зависит рост добычи и, соответственно, рост венесуэльского ВВП, – тяжелый внутриполитический вопрос для администрации Джо Байдена. Это будет крайне непопулярно в среде венесуэльской и кубинской эмиграции, ястребов среди как демократов, так и республиканцев, продолжает Розенталь. Если предположить, что в контактах с американцами для Мадуро речь идет о каких-то жестах с осуждением российской политики или дистанцированием от Москвы в обмен на снятие эмбарго, это также непростой вопрос. Сама по себе Венесуэла никогда не была против торговли нефтью с США, но ее руководство понимает, что основной задачей для Вашингтона является сдерживание в Западном полушарии стран-антагонистов, к которым относится и Венесуэла при действующем режиме. Мадуро также понимает, что, хотя он может воспользоваться нынешними противоречиями Москвы и Запада для получения сиюминутных выгод, рано или поздно американцы все равно усилят нажим на него. Таким образом, венесуэльскому лидеру в случае согласия «охладить» отношения с Россией нужны будут очень серьезные гарантии безопасности со стороны США.
Если США и Венесуэла все же смогут договориться, то в короткие сроки – от трех месяцев до полугода – у Венесуэлы есть возможность нарастить добычу до 400 000 барр. в сутки, для этого американцам будет достаточно выдать лицензии американским компаниям в Венесуэле и они смогут способствовать такому показателю без особых инвестиций, говорит эксперт. Дальше, по его словам, уже нужны огромные финансовые вливания, на которые американский бизнес вряд ли пойдет.
В случае твердых гарантий полного снятия эмбарго США страна теоретически может нарастить экспорт на 500 000–700 000 барр. в сутки, полагает аналитик товарных рынков «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. Однако сколько месяцев потребуется, чтобы нарастить добычу на такой объем, – неизвестно: инфраструктура находится в неудовлетворительном состоянии, в нее нужны значительные инвестиции, которых в краткосрочной перспективе вряд ли можно ожидать, говорит Лукичева.