Россия предпочла Белоруссию для переговоров с Украиной
Но ждать перемирия пока раноРоссия и Украина встречаются на украинско-белорусской границе для проведения переговоров о перемирии. Встреча, которая еще не состоялась на момент сдачи номера, была организована при поддержке Белоруссии. Как заявил президент Украины Владимир Зеленский, переговоры с Россией «хоть маленький, но шанс» на мирное урегулирование конфликта, но сам он не сильно верит в успех.
Местом для проведения переговоров 27 февраля изначально был выбран белорусский город Гомель. По заявлению пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, такое решение приняла украинская сторона. Днем 27 февраля в Гомель прибыла российская делегация в составе посла в Белоруссии Бориса Грызлова, заместителей министров обороны и иностранных дел, а также профильного комитета Госдумы. Делегацию возглавлял помощник президента, бывший министр культуры Владимир Мединский. Вскоре после прибытия российских переговорщиков в Гомель Зеленский заявил, что Украина согласна провести встречу в Варшаве, Стамбуле, Вене или Баку, но не в Белоруссии. Мединский, в свою очередь, сообщил, что российская делегация будет ждать украинцев до 15 часов.
Позднее национальный пресс-центр Белоруссии сообщил, что украинские переговорщики все же приедут. Эта информация была подтверждена Мединским. Издание «Зеркало недели» сообщило, что в составе украинской делегации находится заместитель министра иностранных дел Николай Точицкий. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Киев не собирается сдаваться, а хочет послушать и высказать свое мнение. Ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил, что Россия будет готова к переговорам после того, как ВСУ сложат оружие. Киев же изменил свое решение после телефонного разговора Зеленского с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. По его завершении президент Белоруссии обратился к российскому лидеру Владимиру Путину, предложив ему перенести переговоры на чуть более позднее время, чтобы дождаться украинцев. «Sputnik Беларусь» сообщило, что переговоры пройдут на пунктах пропуска Александровка и Вильча неподалеку от белорусского города Наровли Гомельской области. То, что встреча состоится именно в Гомельской области, подтвердил «Интерфаксу» Песков.
Переговоры между Россией и Украиной могли пройти и раньше. 25 февраля Зеленский выступил с обращением, в котором заявил, что хочет сесть за стол переговоров, чтобы «остановить гибель людей». Ранее в ночь на 25 февраля Зеленский сообщил, что готов разговаривать о нейтральном статусе Украины. После этого Песков заявил, что Россия готова провести переговоры с украинской делегацией в Минске. По словам Пескова, «неотъемлемым компонентом» будущего нейтрального статуса Украины должны стать демилитаризация и денацификация. Вечером 25 февраля Кремль сообщил, что сформировал делегацию для встречи с представителями Украины, однако в Киеве попросили провести переговоры в Варшаве, и по итогу встреча так и не состоялась.
Свое посредничество в конфликте предложил и Израиль. Как пишет The Times of Israel, Россия отказалась от израильского посредничества, так как уже направила делегацию в Белоруссию. Попытку Тель-Авива стать переговорщиком издание объясняет тем, что Израиль пытался балансировать между поддержкой Украины, где проживают тысячи израильских граждан и десятки тысяч этнических евреев, и необходимостью поддержания связей с Россией, которая является крупным игроком в Сирии. Дипломатический источник Jerusalem Post, однако, сообщает, что Израиль готов выступить посредником в конфликте и в любое другое время. В Тель-Авиве считают себя стороной, которую готовы выслушать и Киев, и Москва, добавляет собеседник издания.
С украинской точки зрения, в перемирии сейчас нет необходимости, полагает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов, поскольку поддержка Украины Западом растет. Сам факт согласия провести переговоры является положительным для российской стороны, ведь прежде Украина отказывалась даже говорить об этом, говорит эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков. Уровень представительства на переговорах таков, что, скорее всего, стороны смогут лишь зачитать свои позиции, которые могут оказаться взаимонеприемлемыми, но, возможно, будет какое-то продолжение этой истории, полагает Ермаков.