ДНР и ЛНР готовы работать в российском правовом поле

Законодательство стран и так в целом похоже, уверены юристы
Конституции ДНР и ЛНР разрабатывались во многом с опорой на текст Основного закона России
Конституции ДНР и ЛНР разрабатывались во многом с опорой на текст Основного закона России / Максим Стулов / Ведомости

Россия, ДНР и ЛНР будут принимать меры по унификации законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, включая гражданское и налоговое законодательство, а также законодательство в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения. Это следует из договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, ратифицированных 22 февраля. Оговаривается также, что Россия и республики «будут осуществлять регулярный обмен информацией о разработке, принятии и применении правовых актов и международно-правовых документов».

Специализирующийся на международно-правовых делах юрист Виктор Балакаев полагает, что авторы договоров рассчитывают на глубокую правовую интеграцию России и республик: «Об этом свидетельствует сама терминология, поскольку в праве под унификацией понимается наивысшая степень сближения двух систем законодательства». В пример унификации юрист приводит Евросоюз, где приоритетом над национальными законами обладают акты институтов ЕС (Еврокомиссии, Европарламента и т. д.).

При этом в рамках сотрудничества России и республик создание наднациональных органов в настоящее время не предполагается, обращает внимание Балакаев. Но ряд мероприятий в направлении углубленного сотрудничества уже предприняты. Например, существует упрощенный прием жителей республик в российское гражданство, признание на территории России документов, выданных загсами ДНР и ЛНР, говорит Балакаев.

Конституции ДНР и ЛНР разрабатывались во многом с опорой на текст Основного закона России. В конституциях провозглашенных в 2014 г. республик нашли свое отражение фундаментальные положения российского Основного закона, причем в практически неизменном виде: в части основ конституционного строя, закрепленных прав и свобод человека и гражданина, говорит Балакаев. Основные законы ЛНР и ДНР брали российскую модель госстроительства и российскую Конституцию как образец, подтверждает юрист Иван Брикульский. Это касается и положений о гарантиях права собственности, а также положений о конституционных основах налогообложения, в направлении которых планируется унификация, добавил Балакаев.

Значительные отличия, в том числе в законодательстве, есть только в той части, которая учитывает административное устройство страны, говорит руководитель налоговой практики «Зарцын и партнеры» Николай Андреев. «Например, в налоговом законодательстве ДНР нет разделения на федеральные, региональные и местные налоги, так как нет регионов – субъектов федерации», – объясняет Андреев. В целом же, допускает юрист, законодательство писали таким образом, чтобы при необходимости без лишних усилий соответствующие органы власти можно было интегрировать в российскую систему.

Доцент МГЮУ им. Кутафина Анастасия Рагулина отмечает, что пока международных партнеров ДНР и ЛНР немного, а потому полноценное сотрудничество с Россией, на которое нацелены республики, невозможно без унификации законодательства. «Интеграционные процессы между нашими странами будут направлены на гармонизацию социального и экономического пространства, т. е. деловой среды», – считает эксперт.

Брикульский вспоминает, что обязательства по унификации содержатся также в договорах России с Южной Осетией и Абхазией, а также в договоре о создании Союзного государства с Белоруссией.