Россия и Белоруссия начали активную фазу военных учений

Военнослужащие двух стран отработают задачи по пресечению внешней агрессии
Российские Вооруженные силы (на фото – министр обороны Сергей Шойгу) проведут крупные учения совместно с белорусскими военными
Российские Вооруженные силы (на фото – министр обороны Сергей Шойгу) проведут крупные учения совместно с белорусскими военными / Вадим Савицкий / Минобороны России

10 февраля начинается основная фаза крупнейших за все постсоветское время российско-белорусских военных учений «Союзная решимость – 2022». Она пройдет на пяти белорусских полигонах – «Гожском», «Брестском», «Домановском», «Осиповичском» и «Обуз-Лесновском», где будут отрабатываться вопросы отражения возможной внешней агрессии в отношении Союзного государства и противодействия терроризму. Для отработки задач будут задействованы четыре белорусских аэродрома. Накануне начала маневров глава минобороны Украины Алексей Резников заявил, что Киев проведет параллельные «Союзной решимости» учения, в том числе в пограничных с Белоруссией Волынской, Ровенской, Житомирской и Черниговской областях, с применением «иностранного оружия» – турецких беспилотников Bayraktar TB2, ПТРК FGM-148 Javelin – американского и NLAW – британского производства.

Переброшенные на территорию Белоруссии отдельные подразделения соединений Восточного военного округа (36, 37, 38, 64-й мотострелковых, 5-й танковой бригады, 155-й бригады морской пехоты и других соединений, а также подразделения ВДВ) «играют роль» всех потенциально участвующих в операции соединений, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к Минобороны России, а управляет ими фронтовое управление, созданное на базе штаба ВВО. Также переброшены подразделения соединений управления и разведки, ракетных войск и артиллерии ВВО. Кроме того, по сегодняшнему сообщению Минобороны России, в Белоруссию переброшены, как и заявлялось в конце января, 12 истребителей Су-35 и два дивизиона зенитных ракетных систем С-400. По словам источника «Ведомостей», основная часть этой техники будет выведена после окончания учений 20 февраля.

Официальные лица России и Белоруссии неоднократно заявляли об оборонительном характере совместных учений и отрицали наличие в них угрозы для Киева. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 9 февраля отметил, что сейчас «ситуация более напряженная» по сравнению с той, что сопровождала предыдущие российско-белорусские маневры: «И Россия, и Беларусь тоже сталкиваются с беспрецедентными угрозами, характер и концентрация которых сейчас, к сожалению, гораздо выше и гораздо опаснее, чем это было раньше».

Сразу после совместных учений, 27 февраля, в Белоруссии пройдет референдум по новой версии конституции республики. Еще в конце декабря 2021 г. администрация белорусского президента опубликовала проект документа. И в нем, помимо изменения структуры государственной власти, отсутствуют упоминания о нейтральном и безъядерном статусе Белоруссии, которые есть сейчас. О готовности предложить вернуть выведенное в 1996 г. ядерное оружие в Белоруссию при появлении американских вооружений в Польше в ноябре 2021 г. говорил президент Александр Лукашенко. В конце января 2022 г. представитель госдепартамента США выразил озабоченность в связи с возможным отказом Белоруссии от безъядерного статуса после проведения референдума. Президент Франции Эмманюэль Макарон, выступая на пресс-конференции по итогам встречи с президентом России Владимиром Путиным 8 февраля в Москве, подчеркнул, что российский лидер «успокоил его» в этом вопросе.

Учения рассматриваются как часть общего накопления сил вокруг Украины, считает эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков. В предыдущие годы западная аналитика пугала свою общественность и правительства тем, что Белоруссия – это плацдарм России для нападения сначала на Прибалтику, а потом и на Украину. Теперь в Москве, очевидно, решили подыграть фобиям, отмечает он. К примеру, ударные вооружения, в том числе современные многофункциональные истребители-бомбардировщики, могут работать «сдерживателями» в отношении стран НАТО, считает научный сотрудник ИМЭМО Дмитрий Стефанович. Стефанович не исключает, что после завершения учений какая-то часть вооружений и военной техники России останется в Белоруссии, будучи продана союзникам либо предоставлена в условный лизинг. 3 февраля, в частности, Лукашенко заявил, что планирует закупить для белорусской армии используемые на учениях российские системы, после того как военные Белоруссии освоят их на маневрах.

В то же время неядерный статус Белоруссии в первую очередь закреплен не только действующей конституцией, но и ее участием с 1993 г. в Договоре о нераспространении ядерного оружия. Вероятнее всего, считает эксперт, именно это обстоятельство было названо Путиным и французскому коллеге в качестве гарантии неразмещения ядерного оружия в Белоруссии, тем более что особого военного смысла в таком перемещении ядерных вооружений нет. Для России это не улучшило бы ее стратегические позиции и, соответственно, такой сценарий не рассматривается ею сейчас в серьезном ключе, говорит Ермаков. Единственное допустимое исключение тут – вариант временного или постоянного базирования на белорусских аэродромах дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 в воздушном пространстве Белоруссии, говорит Стефанович.