США недовольны выполнением Китаем торговой сделки
И готовят новое экономическое соглашение в обход Пекина с его соседямиВ администрации президента США Джо Байдена недовольны тем, как Китай выполняет условия первой фазы торговой сделки, заключенной двумя странами при президенте Дональде Трампе в январе 2020 г. Пекин, по мнению Вашингтона, на деле не предпринял реальных шагов по сокращению торгового дефицита за счет наращивания американского импорта на $200 млрд в год по сравнению с уровнем 2017 г. Теперь США ждут от КНР «реальных шагов», но уже «теряют терпение», сообщает Reuters со ссылкой на источники в Белом доме в канун официальной публикации данных минторга США по торговле за истекший год. Параллельно Вашингтон разрабатывает новую «индо-тихоокеанскую» экономическую стратегию сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), исключающую Пекин.
Американские официальные лица ранее уже критиковали выполнение Китаем условий первой фазы торговой сделки, заключенной предшественником Байдена. По предварительным данным частного американского Института международной экономики Петерсона, опубликованным в декабре 2021 г., с января по ноябрь 2021 г. Китай выполнил лишь около 60% от оговоренных объемов импорта товаров производства США. Поэтому в конце января 2022 г. министр сельского хозяйства США Том Вилсак заявил в конгрессе, что закупки Китаем сельскохозяйственных товаров не соответствуют цели роста импорта в $13 млрд. 1 февраля заместитель торгового представителя США Сара Бьянки также сказала, что Пекин фактически не выполнил свои обязательства по закупкам в рамках сделки и переговоры между Вашингтоном и Пекином были «очень трудными».
Согласно опубликованным в середине января данным Государственного таможенного управления КНР, положительное сальдо торгового баланса Китая с США в 2021 г. выросло на 25% до $396,6 млрд после снижения в течение двух лет подряд, при этом экспорт в США вырос на 27%, а импорт американских товаров – на 33%. В посольстве Китая в Вашингтоне в начале февраля заверили, что Пекин выполняет свои обязательства по торговой сделке, несмотря на сбои в цепочках поставок и логистический кризис. В понедельник, 7 февраля, официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, отвечая на критику со стороны американских официальных лиц, заявил на пресс-конференции, что США следует сотрудничать с Китаем, чтобы развивать экономические и торговые связи. А возникающие проблемы, по словам Лицзяня, следует решать «надлежащим образом в духе взаимного уважения, равенства и консультаций».
О разработке Вашингтоном новой экономической стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе Бьянки также упоминала 1 февраля. По ее словам, документ будет опубликован «в течение нескольких недель», однако его содержание Бьянки не раскрыла. The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники в администрации Байдена 7 февраля пояснила, что, согласно проекту стратегии, американцы намерены усилить контакты с государствами АТР, в том числе по таким вопросам, как установление общих стандартов цифровой торговли, технологий 5G и искусственного интеллекта, отлаживание цепочек поставок и зеленых технологий. Есть, по данным газеты, в проекте и меры облегчения доступа к американскому рынку сельскохозяйственной продукции из Юго-Восточной Азии. В то же время WSJ отмечает, что целью стратегии не является возвращение США в инициированный ими самими при президенте Бараке Обаме проект Транстихоокеанского торгового партнерства (ТТП), из которого Вашингтон вышел при Трампе.
Сигналы США о неудовлетворенности торговой сделкой совпадают с активной законодательной кампанией в конгрессе по подготовке новых мер экономического сдерживания Китая. Администрации Байдена и законодателям нужно найти максимально широкую поддержку для кумулятивного экономического удара по Пекину, считает заведующий кафедрой торговой политики ВШЭ Максим Медведков. Белый дом очевидно тяготится торговой сделкой как наследием Трампа, а американская элита осведомлена об объективных ограничителях соглашения, добавляет Медведков.
В то же время США, по словам эксперта, несмотря на попытку дистанцироваться от предыдущего президентства, при Байдене на деле сохраняют преемственность в своем «трамповском», классическом, протекционистском экономическом курсе и не хотят входить в глобальные интеграционные экономические проекты, говоря лишь об улучшениях правил игры. Сейчас стратегия США – создавать таможенные барьеры, а затем «продавать» их в обмен на уступки, как это было и в случае с Евросоюзом, где стороны в итоге пришли в 2021 г. к компромиссу по стали и алюминию.
Поэтому шансы на то, что американцы реанимируют ТТП и другие похожие региональные механизмы и соглашения, в ближайшее десятилетие минимальны. Что касается сообщений о новой индо-тихоокеанской стратегии США, то это, скорее всего, «разведка боем», так как масштаб того, что стало известно благодаря утечке WSJ, несопоставим с тем, что предполагало ТТП, подчеркивает эксперт. Так, электронная торговля и унификация технологических стандартов в ряде перспективных отраслей лишь малая часть того объема обамовского проекта, а для доступа к американскому сельскохозяйственному рынку существуют мощные, в первую очередь политические, барьеры. Хотя, добавил Медведков, есть сведения о неформальных негласных контактах США по поводу «улучшения» условий ТТП, но о результатах этих консультаций ничего не известно.
Торговую сделку Трампа США и Китай нацелены пока что сохранять, несмотря на риторику, возобновление торговой войны едва ли для них приемлемо, считает директор Центра комплексных европейских и международных исследований Василий Кашин. По его словам, сделка из-за пандемии по некоторым направлениям и не могла быть выполнена. Поэтому будут заявления, переговоры, но сама сделка в итоге останется, думает Кашин.
Эксперт согласен с Медведковым, что вернуть ТТП американцы уже едва ли могут, а без этого им остается строить только двусторонние партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которым и близко не подойти по масштабам к ТТП. То партнерство было гораздо больше, чем любая зона свободной торговли, это была единая среда для всех видов сотрудничества, говорит эксперт. Китай уже заявил о своем интересе к структуре, хотя и его вступление сомнительно. Вероятно, обе сверхдержавы останутся вовне, но у Китая есть еще ВРЭП, а у США аналога пока нет, заключает эксперт.