ЕС подаст иск против Китая в ВТО за его санкции против Литвы

Этот шаг ничем не поможет литовцам
AP
AP

Евросоюз начал консультации по вопросу возбуждения дела против Китая во Всемирной торговой организации (ВТО) в связи с «дискриминационной торговой практикой» в отношении Литвы и связанных с нею европейских производителей из других стран союза, следует из опубликованного Еврокомиссией (ЕК) заявления. Там подчеркивается, что китайские действия наносят ущерб «другим экспортным товарам с единого рынка ЕС».

Пекин фактически ввел вторичные санкции, ограничив импорт и экспорт Литвы, создав проблемы для работающих в стране немецких и прочих европейских компаний в получении китайских комплектующих и отправке готовой продукции на китайский рынок. Это произошло после того, как в ноябре 2021 г. в Вильнюсе было открыто «представительство Тайваня». КНР считает эту территорию своей неотъемлемой частью и допускает именовать неофициальные представительства острова лишь как, например, в России, «Московско-тайбэйская комиссия».

В Еврокомиссии заявили, что «укрепляют набор мер» для того, чтобы «иметь дело с такими случаями в будущем». В декабре 2021 г. координирующий орган ЕС принял предложение «по инструменту против [экономического] принуждения» сообщества, «который даст ЕС больше возможностей реагировать в случае экономического принуждения». «Предложение в настоящее время рассматривается Европейским парламентом и Советом ЕС», – пояснили в ЕК.

Этот случай уникальный для практики споров в ВТО, так как ЕС рассматривает меры Пекина как торговые, но на самом деле они, хотя и реализуются как торговые инструменты, чисто политические, а политические споры крайне редко встречаются в практике организации, говорит заведующий кафедрой торговой политики НИУ ВШЭ Максим Медведков, в начале 2000-х возглавлявший российскую делегацию на переговорах по вступлению в ВТО. Политическая составляющая значительно усложняет разрешение спора, однако в ситуации есть, по словам эксперта, и еще один проблемный нюанс. «Орган по разрешению споров организации будет в достаточно сложной ситуации, так как если он будет подходить с формально-процедурной точки зрения, то очевидно, что китайская мера не может применяться против отдельно взятой страны ЕС – Литвы, ведь членом ВТО является все сообщество целиком в таможенных границах. Оспариваются же меры в отношении только части таможенной территории, а не всего Евросоюза», – говорит Медведков.

Литва, по его словам, не может подать жалобу против непосредственно Китая, а Китаю же в таком случае нужно доказать, что эта конкретная страна может в рамках исключительно торговых отношений внутри ЕС устранить то, что не устраивает КНР.

Обращение в ВТО на Китай повлияет мало, считает эксперт Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. «Разрешение споров очень долгий процесс. Китай будет продолжать давление в случае игнорирования его позиции», – пояснил Тимофеев, отметив, что действия КНР являются, по сути, вторичными санкциями – новым для Пекина инструментом, которым ранее пользовались в основном США. Эксперт добавил, что жесткость действий китайской стороны объяснима: Литва в ноябре 2021 г. нарочито пошла на конфликт по столь чувствительному и приоритетному для Пекина вопросу международной повестки, как статус Тайваня.

Евросоюз повел себя в ситуации с Литвой довольно жалко, ограничившись ритуальным действием в отношении Китая, демонстрирующим условную «солидарность с Литвой». Даже если спор начнется, он застрянет в апелляционном суде ВТО, который сейчас фактически не функционирует, пояснил директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ китаист Василий Кашин. «У Брюсселя на самом деле есть эффективные экономические инструменты, которые могут серьезно осложнить жизнь КНР и заставить к себе прислушаться, хотя и поставив под удар европейский бизнес, но об их использовании речи, очевидно, не идет. Текущие действия ЕС – это способ показать, что он что-то делает, не делая ничего», – говорит эксперт.

Даже в исключительном случае вынесения какого-то решения ВТО не в пользу Пекина это не испортит его экономических связей с ЕС, продолжает Кашин. Когда организация выносит решение в ту или иную пользу, она дает право пострадавшей стороне (если ею окажется литовская) ввести ограничения против «обидчика» в определенном объеме. Так как КНР находится в конфликте исключительно с Литвой, а не с ЕС, то последнему будет разрешено ввести ограничения «литовского» размера – в объеме на сотни миллионов долларов, что для Пекина статистическая погрешность. «Евросоюз проявил себя разочаровывающим образом в отличие от того же Тайваня и США, заявивших о готовности помочь Литве хотя бы инвестициями, хотя и недостаточными для восполнения всех потерь. А сами литовцы, судя по обсуждениям в сейме законопроекта о смене названия с «представительства Тайваня» на «представительство Тайбэя», начинают «ломаться» под напором китайцев, но пока их удерживают американцы и тайваньцы», – заключает эксперт.