Обучение мировой истории в школах перестанет быть европоцентричным

В РАН предлагают сделать акцент на Азии, Африке и Латинской Америке
Глава РИО Сергей Нарышкин (слева) и академик РАН Александр Чубарьян приводят школьный курс истории по разным направлениям к стандарту
Глава РИО Сергей Нарышкин (слева) и академик РАН Александр Чубарьян приводят школьный курс истории по разным направлениям к стандарту / Станислав Красильников / ТАСС

В новой концепции преподавания школьного курса всеобщей истории, разработка которой практически завершена, решено не делать акцент на истории Европы, чтобы школьники изучали прошлое и других частей света. Об этом рассказал «Ведомостям» академик, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества (РИО) Александр Чубарьян. Концепция определяет главные подходы к преподаванию предмета и содержит историко-культурный стандарт с перечнем основных событий, дат и персоналий из курса истории мира от первобытного общества до наших дней, которые должны знать школьники.

Авторы концепции, как пояснил Чубарьян, решили отойти от «европоцентризма» – мировоззренческой установки, согласно которой Европа является центром мировой культуры и цивилизации. Если сейчас на уроках всеобщей истории упор зачастую делается на событиях в границах Европы, то в новой концепции значительное место выделяется Азии, Африке и Латинской Америке. После утверждения концепции Минпросвещения школьным учителям придется самостоятельно искать баланс: стандарт дает лишь минимальный перечень событий, а педагоги, опираясь на него, разрабатывают свою рабочую программу.

«Действительно, сейчас в учебниках по всеобщей истории лишь пара параграфов в конце рассказывает о Китае, Японии, странах Африки. Это всего четыре обзорных урока, что не позволяет сформировать у учащихся понимание событий по этим странам», – пояснил «Ведомостям» преподаватель истории, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Дмитрий Казаков. Можно уделять больше внимания Азии, Африке и Латинской Америке, но при этом нечего сокращать в изучении истории Европы, считает он.

В курс предложили включить также и историю стран СНГ, Балтии, которые сейчас занимаются «выработкой своей идентичности», сказал Чубарьян, что вызвало дискуссию во время проработки вопроса. Как ожидается, на основании историко-культурного стандарта будет создано новое поколение учебников, сообщил академик. Концепция курса по всеобщей истории и подготовленные в дальнейшем учебники повысят качество исторического образования, считает председатель правления РИО Константин Могилевский. Содержание курса должно соответствовать современному состоянию научного знания и ожиданиям общества, отметил он.

О необходимости изменить подход к преподаванию истории в марте 2013 г. на конференции ОНФ заявил президент Владимир Путин. По его словам, должен существовать «единый канонический подход к основным, фундаментальным, жизненно важным для нашей страны историческим эпохам» и его требуется отразить в учебнике. Проработку вопроса президент поручил профильному ведомству (тогда Минобразования), РАН, РИО и Российскому военно-историческому обществу (РВИО). Позже куратор этой работы, председатель РИО Сергей Нарышкин, который на тот момент был спикером Госдумы, убедил Путина, что нужно делать не «единый учебник», а концепцию преподавания курса истории России с соответствующим историко-культурным стандартом. Об этом говорил в октябре 2021 г. на Всемирном конгрессе учителей истории ответственный секретарь РИО Андрей Петров. Концепция курса истории России принята коллегией Минпросвещения в октябре 2020 г.

Уже в 2013 г., как говорил Чубарьян в интервью «Коммерсанту», стало понятно, что изучение мировой истории в школе не должно замыкаться на Европе, кроме того, оба курса «нужно привести к синхронизации, чтобы школьники всегда могли сопоставить, какие события в один и тот же период истории происходили в России и в других странах». Первая версия концепции курса всемирной истории была подготовлена два года назад. Но она была перегружена фактами, поэтому ее сокращали, пояснил академик.

После 1 февраля концепция будет направлена для обсуждения экспертам в РИО, РВИО, Российскую академию образования, МГУ, РГГУ, сказал Чубарьян. К 15 марта завершится сбор замечаний к документу, а в конце апреля доработанный текст должен быть отправлен в Минпросвещения. «У меня есть договоренность с министром просвещения о том, что концепция будет принята на утверждение. Но и они, и мы не заинтересованы устраивать гонку», – сказал Чубарьян. По его словам, надо «на общественном уровне изучить все вопросы, чтобы потом избежать замечаний»: «Главное – получить готовый стандарт к 1 сентября».

Минпросвещения уделяет пристальное внимание вопросам развития и качества преподавания истории, в том числе всеобщей, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. В 2021 г. были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые закрепили, что на курсах по истории России и всеобщей истории школьники должны учиться устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи исторических событий и явлений, отметил представитель министерства. Эти ФГОСы вступят в действие с 1 сентября 2022 г.