Комитет Госдумы раскритиковал проект нового закона о местном самоуправлении
Он предлагает оставить регионам возможность сохранять поселенияКомитет Госдумы по региональной политике рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Несмотря на поддержку концепции законопроекта, комитет высказал к нему немало замечаний, в частности по поводу ликвидации двухуровневой системы местного самоуправления (МСУ).
Поправка в Конституцию 2020 г. исключила обязательность поселенческой основы организации МСУ. Если прежде в ней указывалось, что МСУ осуществляется в городских и сельских поселениях и «на других территориях», то теперь – что МСУ осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых определяются законом. «Концентрация всех ресурсов бюджетов поселений в бюджете объединенного городского или муниципального округа (именно они должны стать основной МСУ. – «Ведомости») еще не является достаточным условием для улучшения ситуации с обеспечением жизнедеятельности соответствующих территорий», – говорится в заключении комитета.
В случае самодостаточности поселений депутаты предложили сохранить статус муниципальных образований «для городских и сельских поселений, имеющих перспективы социально-экономического развития и имеющих риск утратить их при лишении статуса отдельного муниципального образования». Сделать это необходимо в том числе в случае наличия сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, которая нужна для самостоятельного обеспечения жизнедеятельности населения.
Законопроект существенно меняет систему МСУ и в тех случаях, когда это необходимо, нужно «все-таки сохранять двухуровневость МСУ по решению региона, определить, на каких территориях сохранить поселения», сказал «Ведомостям» член комитета Андрей Марков. В качестве примера критериев, по которым региональные власти смогут решать вопрос о сохранении муниципальных образований, комитет предложил превышение уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений или части таких поселений в два или более раз над среднероссийским уровнем. Если выбрать этот или схожие критерии, то можно сохранить 5–10 поселений в каждом регионе, особенно те, в которых расположены крупные предприятия, отмечает собеседник «Ведомостей» в комитете.
По сути, предложенная поправка, как пояснил один из депутатов, это попытка закрепить статус-кво, т. е. существовавшую до сих пор возможность самих регионов выбирать систему МСУ. Законопроект вносит юридическую новизну в этой части, но с точки зрения того, как сейчас организована жизнь, и того, как сейчас организованы успешные муниципалитеты, он во многом фиксирует сегодняшнее состояние дел в МСУ, говорит Марков. К примеру, одноуровневую систему МСУ ранее начали вводить в Подмосковье.
«Концепцию законопроекта о МСУ эти предложения [комитета], на мой взгляд, не рушат, – говорит юрист Максим Сорокин. – Они предлагают сохранить поселения не в качестве общего правила, а все же как исключение. В результате в плюсе окажется региональная власть». По его словам, при ликвидации нижнего уровня МСУ «хуже становится и населению, и местным элитам, так как вместо советов депутатов поселений формируется один небольшой совет на уровне муниципального округа и глас народа слышен постольку поскольку».
В заключении комитет по региональной политике в связи возможной ликвидацией поселений предлагает дополнить законопроект новой статьей, регулирующей деятельность общественных палат или советов муниципальных образований. Сейчас они действуют ориентировочно в 475 городских округах, выполняют контрольные функции и регулируются неединообразно. Но членами таких палат могут стать депутаты упраздненных поселений и актив местных сообществ, уверены в комитете, в таком случае они будут играть роль «связующего звена» между жителями и властью.
У Москвы есть желание стандартизировать и унифицировать систему власти на низовых уровнях, чтобы «структура была понятной и ровной», говорит председатель комиссии Общественной палаты по территориальному развитию и МСУ Андрей Максимов. В Калининградской области уже де-факто выстроена одноуровневая система власти, но это сложно представить в субъектах, территории которых превышают по размерам европейские страны, отмечает эксперт.
Переходный период закона будет действовать до 1 января 2028 г. До этого момента «при наличии согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений» происходит их объединение с образованием муниципальных округов в границах муниципальных районов. Но в законопроекте «отсутствует механизм преодоления несогласия населения с подобным преобразованием», отмечено в заключении комитета.
24 января проект закона рассмотрит также комитет Госдумы по госстроительству, которым руководит соавтор инициативы Павел Крашенинников. 26 января первое чтение его пройдет в нижней палате парламента.