Китай угрожает международным компаниям, имеющим бизнес в Литве
Это наказание Вильнюсу за открытие «представительства Тайваня»Литва получит кредит Тайваня на сумму в $1 млрд в награду за открытие «представительства Тайваня». Чтобы наказать Литву, Китай впервые стал угрожать международным компаниям, имеющим в стране производство, – это может нанести большой ущерб экономике прибалтийской страны
Тайвань объявил 11 января об открытии кредитной линии Литве объемом в $1 млрд для финансирования совместных проектов тайваньских и литовских компаний в шести областях бизнеса. До этого, 5 января, Тайбэй также создал фонд объемом в $200 млн для инвестиций в литовскую промышленность, в частности в сфере полупроводников, лазеров и биотехнологий. «Ведомости» направили запрос в представительство Тайваня в Литве.
Таким образом Тайвань пытается смягчить экономические последствия давления на Литву со стороны КНР, которая считает открытие в ноябре 2021 г. тайваньского официального представительства в Вильнюсе незаконным и поддерживающим сепаратизм. Так Пекин вторым в мире после Вашингтона пытается опробовать так называемые вторичные санкции против враждебных стран, наказывая крупные компании, которые работают в этих странах.
Китай еще в конце ноября отозвал своего посла из Вильнюса и понизил уровень дипотношений с ним до поверенного в делах, а 21 ноября изменил статус китайской дипмиссии с посольства до представительства КНР. Параллельно Пекин потребовал у Вильнюса сменить название тайваньского представительства на «представительство Тайбэя (столица Тайваня)», как это делают в странах, которые поддерживают политику КНР, считающей Тайвань своей неотъемлемой частью. В начале декабря КНР ненадолго вычеркнула Литву как государство из базы данных своей таможенной системы. В результате литовские экспортеры не могли оформить законным образом никакие доставленные в КНР товары. Затем Литва появилась в системе, но все операции с литовскими товарами стали максимально затянутыми.
А в конце декабря 2021 г. Германо-балтийская торговая палата предупредила литовское правительство, что давление со стороны Китая может вынудить немецких инвесторов закрыть заводы в Литве, если не будет найдено «конструктивное решение для восстановления литовско-китайских экономических отношений». Немецкие автомобильные компании Hella и Continental имеют заводы в Каунасской свободной экономической зоне. В торговой палате уже тогда предупредили, что компании, работающие с лазерами, автомобильными деталями и другими высокотехнологичными секторами, сталкиваются с проблемами: импортировать из Китая необходимые детали для производства стало невозможно, а готовая продукция литовского происхождения больше не может быть отправлена в КНР. 9 января Reuters со ссылкой на замминистра иностранных дел Литвы Мантаса Адоменаса сообщило, что Китай пригрозил транснациональным корпорациям закрыть рынок для их продукции, если они не разорвут связи с Вильнюсом. Названия корпораций чиновник не раскрыл.
Литва, несмотря на внесенную 12 января инициативу группы депутатов сейма согласиться с требованиями КНР и сменить название тайваньского представительства на «представительство Тайбэя», на официальном уровне удовлетворять требования Пекина не собирается. 11 января министр экономики и инноваций Литвы Аушрине Армонайте заявила, что весной откроется торговое представительство на Тайване.
Литва, таким образом, нарочито пошла на конфликт с Китаем, для которого вопрос Тайваня крайне чувствителен и приоритетен на международной арене, отмечает эксперт Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. По словам директора Центра европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василия Кашина, Литва, позиционирующая себя как один из наиболее «верных» и «доверенных» союзников США в Восточной Европе, пошла на соответствующий демарш с открытием представительства, считая, что если ее прямые экономические связи с Китаем ничтожны, то она скорее выиграет от конфликта с Пекином и получит от американцев и их союзников больше, чем потеряет. Но Вильнюс, скорее всего, ошибся в своих расчетах, не учтя степени связи европейских экономик с китайской и переоценив возможные компенсации за лояльность со стороны США и их союзников.
Литва – не первая страна, в отношении которой у Пекина есть претензии из-за степени контактов с Тайванем, в отношении которой он вводит различные, хотя и неофициальные, ограничения. Однако практика вторичных санкций новая для Китая, отмечает Тимофеев. «Они вычислили все европейские компании, которые имели в Литве производство, как правило те, где на некоем этапе производственной цепочки есть сам Китай, и это позволило поставить условие: либо вы имеете дело с Литвой, либо с нами. Ответ на этот вопрос для любой международной компании очевиден», – отмечает Кашин.
Нынешняя кредитная линия в $1 млрд уже является значительной суммой для Литвы – вся согласованная сеймом страны расходная часть госбюджета на 2021 г. составляла 11,25 млрд евро. Эта сумма на деле является значительной и для самого Тайваня, особенно в свете его усилившихся расходов на оборону – 11 января Тайбэй принял рекордный военный бюджет в $17,6 млрд (что сопоставимо с расходами Израиля), увеличив его на $8 млрд, отмечает Кашин. По мнению Тимофеева, несмотря на значительность суммы, есть сомнения, что она может компенсировать ущерб от китайской версии вторичных санкций. Кашин также напоминает, что Тайвань вряд ли готов регулярно делать такие «компенсации» другим странам, если практика подобных наказаний со стороны Пекина станет массовой. По его оценке, наметившаяся экономическая стагнация Тайваня в последние годы вкупе с ростом оборонных расходов исключает эффективное противодействие экономическому давлению Пекина на партнеров Тайбэя.
Сейчас возникла сложная ситуация для обеих сторон, считает Кашин: китайцы хотят сделать для всех из Литвы «урок»: если вы будете нарушать наши интересы по «коренным политическим вопросам», то американцы вас не спасут. Литва – удобный объект для «показательной порки». Но если американцы и тайваньцы позволят «растерзать» Литву, то они получат удар в области престижа, поэтому Тайвань и выдвигает инвестиционные и другие инициативы – чтобы показать, что Литва в конечном счете не прогадала, говорит эксперт.