После распада СССР демографические потери России составили 25 млн человек

По прогнозу Госкомстата, численность населения РФ к концу 2021 года могла превысить 169 млн человек
ALAIN-PIERRE HOVASSE / EPA / ТАСС
ALAIN-PIERRE HOVASSE / EPA / ТАСС

26 декабря 30 лет назад стало последним днем существования СССР. Развал Союза президент России Владимир Путин называл крупнейшей геополитической катастрофой XX в. Он же все чаще стал констатировать проблемы с демографией. Падение рождаемости в середине 1990-х гг. он сравнивал с ситуацией в 1943–1944 гг., выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет!» 30 ноября. «146 млн для такой огромной территории совершенно недостаточно: у нас же рабочих рук не хватает!» – говорил Путин на большой итоговой пресс-конференции 23 декабря.

ALAIN-PIERRE HOVASSE / EPA / ТАСС

Дата-отдел «Ведомостей» оценил демографическую ситуацию в стране на основе долгосрочного прогноза Госкомстата СССР от 1990 г. и данных Росстата. Без учета сверхубыли из-за пандемии COVID-19 (1 млн граждан) демографические потери населения (избыточная смертность плюс снижение рождаемости) за три десятилетия составили 25,3 млн человек и оказались самыми значимыми в истории России (см. «Как мы считали»).

Как мы считали

1. В основе исследования данные прогноза Госкомстата СССР от 1990 г. о численности населения РСФСР и других республик СССР до 2015 г. Этот прогноз основан на статистике рождаемости, смертности и естественного прироста до 1988 г. и учитывает данные переписи 1989 г. Численность населения к концу 2021 г. рассчитана исходя из заложенных в прогнозе тенденций дальнейшего снижения темпов прироста населения.
2. Прогнозная динамика численности населения взята в качестве нормы и сравнивается с реальной, сведения о которой взяты из данных Росстата. Разница представляет собой демографические (альтернативные) потери населения, которые включают избыточно умерших и тех, кто должен был родиться. То есть речь идет не об убыли или смертности, а о недоприросте населения.
3. Используемый метод исследования потерь населения близок к теории альтернативных издержек и активно применяется в демографическом анализе более 100 лет. Такой подход использовался учеными Демографического института Владимиром Паевским и Сергеем Новосельским, следует из их работы 1934 г. О важности подхода для исторических исследований говорил советский академик Авксентий Корчак-Чепурковский, поскольку он позволяет «проследить демографические последствия событий, помешавших нормальному развитию населения страны». Известный демограф и социолог Александр Бабенышев (Сергей Максудов), специалист по изучению потерь населения СССР, также активно применяет этот метод анализа для расчета потерь в период Гражданской и Великой Отечественной войн. Аналогичным образом Росстат в своем сборнике к 75-летию Победы рассчитывает потери населения в период Великой Отечественной войны.
Сегодня при анализе последствий пандемии подход используется демографами для анализа избыточной смертности или, например, потерь лет жизни в результате снижения ее продолжительности. «Демографические потери – это избыточная смертность плюс снижение рождаемости», – отмечает демограф Алексей Ракша.
4. Ограничения. По мнению части демографов, прогноз Госкомстата СССР был основан на благоприятных тенденциях роста рождаемости и снижения смертности в 1985–1988 гг., эффект от которых оказался недолгим. С другой стороны, в планах правительства того времени было дальнейшее стимулирование рождаемости, в том числе за счет активного строительства жилья, и увеличение продолжительности жизни. Другое ограничение связано с тем, что прогноз не мог учесть развитие интернета и информационных технологий, которые так или иначе способствовали заимствованию гражданами западных культурных установок, связанных с рождаемостью.

Сколько сейчас могло бы быть россиян

В 1989 г. Госкомстат СССР рассчитал, что к концу 2015 г. численность населения РСФСР вырастет со 148,3 млн до 165,7 млн человек. С учетом замедления прироста к концу 2021 г. численность достигла бы по крайней мере 169,4 млн человек – или 171,9 млн граждан вместе с Крымом. В реальности к концу 2021 г. с учетом роста смертности населения от коронавируса число россиян едва ли превысит 145,6 млн человек – на 26,3 млн меньше.

Этот прогноз Госкомстат СССР подготовил совместно с главным вычислительным центром Госплана СССР, сказал «Ведомостям» представитель Росстата. Он был научно обоснованным и качественно проработанным, добавили там: «Никаких вопросов у нас к нему нет. Мы по-прежнему считаем его верным».

Прогноз учитывал данные переписи 1989 г. и демографические показатели 1988 г., а также тенденции по снижению доли населения в трудоспособном возрасте и положительную миграцию, говорится в документе. Он предполагал, что естественный прирост населения России будет снижаться постепенно. Если в 1988 г. он был 5,3 на 1000 человек, то к 2015 г. падал оценочно до 2,0 при той же миграции, что была. Судя по данным прогноза о снижении темпов прогнозируемого прироста, в 2021 г. он мог быть уже 1,6 на 1000 человек.

Примерно на таком уровне естественный прирост населения в США и во Франции. Немного выше он сейчас в Швеции (2,5) и довольно высок в Ирландии (5,8).

«Демографы не подвергались существенному политическому давлению, поэтому их прогноз, скорее всего, был достаточно объективным», – считает главный научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Алексей Кашепов. Ученый называет оценку демографических потерь населения за последние 30 лет в размере 25 млн человек реалистичной.

«В 80-х ситуация шла к тому, что демография России рано или поздно вышла бы на уровень простого воспроизводства. Другое дело, что это произошло бы не быстро, а через десятилетия. Никто не ожидал, что будет катастрофический обвал и убыль», – говорит главный научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Алла Иванова. Оценку Госкомстата СССР она считает скорее оптимистической, поскольку ведомство могло опираться на положительные результаты стимулирования рождаемости второй половины 80-х, которое давало временный эффект.

Критическое значение суммарного коэффициента рождаемости, необходимое для простого замещения поколений, – это 2,1 ребенка в среднем на одну женщину, поясняет профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников. Это несколько больше двух детей, так как мальчиков рождается больше, чем девочек, и не все доживают до возраста, в котором можно стать родителями. И этот коэффициент опустился ниже после 1964 г. и до 1985 г. был около 2. Население по инерции росло, поскольку оно было тогда молодым. «Но рано или поздно этот рост должен был смениться убылью. По прогнозам, составленным в начале 1990-х, ожидалось, что убыль населения начнется самое ранее примерно в 2000 г., самое позднее – примерно в 2015 г.», – отмечает демограф.

В 1986–1988 гг. суммарная рождаемость подросла до 2,1–2,2 ребенка на одну женщину, что было связано с влиянием антиалкогольной кампании. «Но благоприятная ситуация оказалась кратковременной, поскольку сама кампания велась административно-запретительными методами, которые не устраняли причин пьянства. Широко распространилось самогоноварение. Когда антиалкогольную кампанию свернули, рождаемость вновь стала падать, а смертность начала увеличиваться», – говорит Синельников. Впрочем, после распада СССР показатель обвалился почти вдвое и в 1999 г. составил 1,16 детей, констатирует демограф.

По всему Союзу в целом общий рост населения к концу 2021 г. мог составить 72,8 млн человек – до 364 млн человек, следует из прогноза Госкомстата СССР. Фактически численность стран бывшего Союза к концу 2021 г. оказалась всего 299 млн человек.

Оценка отечественного статистического ведомства близка к прогнозам ООН середины 80-х и даже 1992 г. Организация приводит данные по СССР целиком и прогнозировала по среднему сценарию рост численности населения Союза к 2021 г. на 57,2 млн человек – до 346,5 млн человек. Поскольку эта оценка от 1992 г., то она учитывает новые негативные тенденции, возникшие на фоне экономического кризиса, и ниже прогнозов 80-х гг. примерно на 15 млн (прогноз от 1984 г. был 360 млн человек). Тем не менее и она исходила из того, что рождаемость в СССР снизится к 2021 г. всего до 14,1 на 1000 человек, а смертность за счет повышения продолжительности жизни упадет до 9,4 на 1000 человек, т. е. чистый прирост населения будет около 4,7 промилле.

В 1994 г. ООН приводит данные по отдельным республикам бывшего СССР и уже предполагает рост населения всего до 313 млн человек, в частности из-за сокращения населения в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике.

Как сокращалось население России

В результате развала Советского Союза в России начался демографический кризис, который демографы прозвали «русский крест». Естественный прирост населения сменился убылью из-за спада рождаемости и одновременного роста смертности.

На это повлияло несколько причин одновременно. В первую очередь ученые отмечают резкий спад уровня жизни населения. «Распад СССР и экономические реформы 90-х годов имели крайне негативные демографические последствия. В 90-х большинство получало такую зарплату, на которую почти невозможно было прожить. Вместо ожидаемого демографами плавного снижения рождаемости произошло ее обвальное падение. Одновременно резко повысился уровень смертности», – констатирует Синельников.

Рождаемость в России начала падать в 1989 г. на фоне начавшихся проблем в экономике и товарного дефицита: она снизилась с 16 на 1000 человек годом ранее до 14,6. К 1991 г., когда кризис усугубился, рождаемость упала уже до 12 на 1000 человек, а в середине 90-х на фоне обнищания и массовых невыплат зарплаты она достигла 8–9 на 1000 человек. Суммарная рождаемость, т. е. сколько детей появляется у одной женщины, рухнула с 2,13 в 1988 г. до исторического минимума со времен войны в 1999 г. (1,16 на 1000 человек).

На этом фоне с 70 лет в конце 80-х до 64 лет в 1996 г. падала продолжительности жизни и подскочила смертность. Особенно резко она росла среди мужчин трудоспособного возраста. На это прямо влиял алкоголизм и такое новое явление, как бедность среди работающих, отмечает ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. Люди получали столь маленькую зарплату, что невозможно было прожить, согласен Синельников.

Вторым фактором, который часто отмечают демографы, было очередное «эхо войны». По сравнению с первой ямой (в районе 1965 г.) его влияние было не таким глубоким. Тем не менее ситуацию усугубляло общее старение населения и сокращение числа детей в семье в результате урбанизации, писали ученые Валентина Жиромская и Юрий Поляков. Советские власти предвидели эти проблемы, и именно на их сглаживание были направлены, в частности, меры поддержки молодых семей и борьба с алкоголизмом, которые привели к бэби-буму в середине 80-х гг.

Третьим фактором некоторые ученые называют постиндустриальный демографический переход. Он связан не только со старением населения, но и с приобщением России к капиталистическому обществу со свойственным ему индивидуализмом и заботой о карьере и заработке. «Дети перестают восприниматься как трудовые единицы, которых для достатка семьи нужно больше. От ребенка ждут профессиональной реализации и вкладывают в нее. Поскольку в 90-х это становилось обременительным, рождения откладывали», – отмечает Иванова. Существенное негативное влияние оказывали потеря системы ценностей, трудового потенциала и расслоение населения, отмечала директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Наталья Римашевская.

С середины нулевых годов на фоне многократного роста цен на нефть благосостояние россиян стало выправляться. Меры поддержки молодых семей вроде материнского капитала, повышение продолжительности жизни, в первую очередь благодаря повышению расходов на здравоохранение и борьбе за здоровый образ жизни, а также миграция помогли приблизиться к советским показателям прироста населения. К 2012–2015 гг. рождаемость поднялась до 13,3 на 1000 человек (в 1988 г. было 16), а смертность к 2019 г. снизилась до 12,3 на 1000 человек (в 1988 г. было 10,7). Но «эхо 90-х» и пандемия COVID-19 в 2020–2021 гг. сломали положительную динамику: убыль населения стала в этом году рекордной со времен войны.

«С 2016 г. началась вторая волна депопуляции – когда в детородный возраст вошли девочки, которых родилось мало в 90-х. Одновременно стареет многочисленное послевоенное поколение. Поэтому у нас сейчас на редкость плохая возрастная структура населения», – отмечает Иванова.

Что в будущем

Демографические потери населения за последние 30 лет оказались самыми масштабными в истории России – 26,3 млн человек, включая избыточную смертность от COVID-19 (около 1 млн человек с марта 2020 г., оценили «Ведомости» и подтверждает демограф Алексей Ракша). Даже если ее не учитывать, продолжительная демографическая катастрофа мирного времени оказалась сопоставима с потерями РСФСР в Великой Отечественной войне, отмечает Кашепов. Росстат оценивает потери в период 1941–1945 гг., в том числе из-за сверхсмертности и спада рождаемости, в 19,8 млн человек. Но если брать за норму средний за довоенные пять лет прирост населения, то они достигают 23 млн человек.

ALAIN-PIERRE HOVASSE / EPA / ТАСС

Это меньше 26,3 млн потерь после распада СССР, из которых примерно 10,5 млн пришлось на избыточную смертность, а 15,8 млн – на неродившихся. Если бы смертность оставалась на уровне 1989 г., то за 1990-2004 гг. умерло бы на 6 млн человек меньше, чем ушло из жизни в те годы, говорит Синельников. Это примерно совпадает с оценкой «Ведомостей» (7,1 млн человек). Из общих потерь как минимум 10 млн человек – несостоявшийся естественный прирост, а 16 млн пришлось на прямую убыль, рассчитали «Ведомости». «В целом за 30 лет – с 1992 г. по почти уже закончившийся 2021 г. – число родившихся оказалось меньше числа умерших почти на 16 млн человек», – отмечает демограф.

Переломить негативные тенденции тем не менее шансы есть, считает Кашепов: «Россия сильно отстает от развитых стран по продолжительности жизни. В России она даже в хорошем 2019 году была 73 года, в то время как в Европе – 78 лет. Ее увеличение позволит сократить смертность. Для этого надо значительно больше вкладывать в здравоохранение и стимулировать здоровый образ жизни». Борьба с алкоголизмом и курением дает положительный эффект, говорит Синельников. По сравнению с началом нулевых смертность от отравления алкоголем удалось снизить почти в 4 раза. В 2000–2005 гг. по этой причине умирали 40 000–45 000 человек, в 2020 г. Росстат зафиксировал 10 206 умерших.

С другой стороны, снижение смертности приведет к дальнейшему старению населения, поэтому нужно одновременно поощрять рождаемость – усилить поддержку молодых семей, говорят демографы. Введение материнского капитала уже для первенцев – шаг в правильном направлении, подчеркивает Синельников. Но росту рождаемости мешает бедность семей с детьми. «Когда появляется ребенок, доходы одного члена семьи падают, а расходы возрастают, к чему готовы немногие», – говорит Иванова.

Рождению ребенка обычно предшествует заключение брака, поэтому важно укрепить институт семьи: поощрять вступление в брак и ввести такие правила его расторжения, чтобы это стало невыгодным для того, кто требуют развода без вины и без согласия мужа или жены, отмечает Синельников. Также, по его словам, важным для повышения рождаемости является решение жилищной проблемы. «И в советское время все хотели жить отдельно от родителей, но невозможность отделиться сразу после свадьбы обычно не приводило к отказу от брака. Но уже в 2009 г., по данным опроса ВЦИОМ, 55% опрошенных считали наличие отдельного жилья совершенно необходимым для создания семьи. В этом отношении мы стали ближе к Западу», – рассуждает демограф. Но, по его словам, разъехаться стало сложнее: доля семей, проживающих с родителями, выросла с 18% в 1989 г. до 25%, по переписи 2010 г.

Для решения этой проблемы в России есть специальные программы кредитования. По льготной ипотечной программе «Молодая семья» россияне могут получить от государства субсидию в 30–35% стоимости жилья в новостройке, если супруги моложе 35 лет, а своего жилья нет либо оно не соответствует нормативам. По программе «Семейная ипотека» при рождении ребенка в период с 2018 по 2022 г. можно взять льготный кредит на покупку жилья под 6%.

По опросам, число детей, которых хотели бы завести россияне, меньше, чем нужно для простого воспроизводства населения, говорит Иванова. В 2019 г. показатель был 1,77 среди опрошенных женщин, что меньше, чем даже в 1995 г. (1,96), показало исследование ВШЭ. Фактически же число детей на одну женщину даже в допандемийные годы выросло всего с 1,2 (в конце 90-х гг.) до 1,8 в 2015 г. К 2019 г. оно упало до 1,5, что на треть ниже уровня простого воспроизводства населения или чем было в середине 80-х.

Последствия депопуляции всерьез скажутся и в будущем. Росстат оценивает, что до 2035 г. население России продолжит вымирать примерно по 400 000–600 000 человек в год, но за счет миграции в 250 000 человек сокращение общей численности россиян удастся замедлить до 3,5 млн вместо 7,5 млн граждан за ближайшие 15 лет.

К 2050 г. россиян может насчитываться уже 136 млн человек, указано в среднем варианте прогноза ООН. Это будет всего 1,4% от общего населения мира по сравнению с нынешними 1,9% и 2,8% в 1990 г.