Отказ от Украины и Грузии в НАТО, сокращение войск в Восточной Европе
МИД выдвинул невыполнимые требования к США и НАТО, чтобы начать переговорыОпубликованные 17 декабря российские проекты двух договоров о безопасности с США и НАТО составлены не по «принципу меню», из которых можно выбирать те или иные приемлемые пункты, а должны рассматриваться целиком, заявил после их публикации на брифинге замминистра иностранных дел Сергей Рябков. По его словам, обсуждаться эти проекты должны между теми, кому предлагается их подписать, а не в размытых международных форматах.
В предложенных Россией проектах договоров НАТО предлагается отказаться от принятия в свой состав Украины и Грузии, а США – не размещать ракеты средней дальности в Европе, свести к минимуму масштабы учений у границ России, не размещать войска в Восточной Европе и другие ограничения.
У западных стран, представители которых пока не заявляли о том, что они полностью отвергают российские инициативы, иное мнение по процедурным и другим вопросам. Представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано заявил «Ленте.ру», что для диалога по проблемам безопасности существует Совет Россия – НАТО (Россия отказалась в 2021 г. от предложения собрать его. – «Ведомости») или формат ОБСЕ. Россия же, как заявил замминистра иностранных дел Александр Грушко, против того, чтобы ее предложения были «замотаны» в многосторонних дискуссиях, и предлагает прямые переговоры.
Представители НАТО обсудят российские предложения на текущей неделе, заявила 19 декабря министр обороны ФРГ Кристина Ламбрехт.
Внешне и проекты договоров, и замечания российских дипломатов в их отношении выглядят как полностью неприемлемые для Запада, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. Однако оформлена эта инициатива так, что полностью ответить на нее отрицательно нельзя, замечает он. В этом случае Западу пришлось бы признать, что они выступают в принципе против переговоров по проблемам безопасности с Россией, что противоречит их текущим заявлениям, продолжает он. Идея всей российской инициативы, по мнению Барабанова, состоит в том, чтобы вовлечь США хотя бы в формальные переговоры по данным вопросам, а в ходе переговоров попытаться добиться неформальных уступок, прежде всего по вопросу расширения НАТО на Украину, т. е. по таким направлениям, где и сами США не торопятся с действиями.
В случае отклонения российской инициативы «мы тоже перейдем в этот режим создания контругроз. Но тогда будет поздно нас спрашивать, почему мы приняли такие решения», заявил 18 декабря в программе «Соловьев-Live» Грушко. Под этим можно понимать, как следует из текста российских предложений, размещение в Европе ракет средней дальности, увеличение частоты патрулирования российскими бомбардировщиками и кораблями-носителями, а также выход из ряда международных режимов, например режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Этот режим запрещает экспорт ракет с дальностью действия более 300 км, Россия участвует в нем с 90-х гг. прошлого века.
Российское руководство испытывает недоверие ко всем договорам с Западом, не имеющим юридической силы, поясняет генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По его словам, в Москве хорошо помнят устное обещание о нерасширении НАТО, которое в итоге было нарушено, и не хотят повторения прошлого опыта. Требования, которые Россия выдвигает Западу, для него неприемлемы, согласен Кортунов. Договориться из предложенного Россией можно о мерах по восстановлению доверия, контактов и горячей линии связи или о сдерживании в размещении новых ракетных систем средней дальности. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от ответа НАТО. Как считает Кортунов, если альянс с порога отвергнет все предложения России, Москва пойдет на размещение новых ракетных систем и создание стратегической напряженности. Это и будет «военно-технический ответ», о котором говорил Рябков, утверждает эксперт.
Жесткими заявлениями МИД хочет обеспечить достоверность и убедительность своей позиции, уверен главный редактор журнала «Россия в международной политике» Федор Лукьянов. Эксперт считает, что российские требования не лишены налета ультиматума, поэтому Москва сознательно нагнетает обстановку, чтобы показать серьезность вопроса и потребовать от Запада ответа. Однако не стоит ожидать разрушения стратегической стабильности в Европе, если НАТО откажется вести переговоры с Россией. По словам Лукьянова, стабильность в Европе обеспечивается ядерным паритетом России и США, а он вряд ли исчезнет в ближайшее время. В отношении анонсированного «военно-технического ответа» эксперт полагает, что Москва сознательно не раскрывает содержание возможных мер или даже не разработала их. Россия хочет четко и ясно показать, что ситуация в отношениях с Западом ее не устраивает, резюмирует Лукьянов.