Борьба за права мусульман против энергоперехода

Санкции США против Китая привели к росту стоимости кремниевых солнечных батарей
Санкции против Китая из-за нарушения прав уйгуров привели к подорожанию оборудования для солнечной энергетики в США
Санкции против Китая из-за нарушения прав уйгуров привели к подорожанию оборудования для солнечной энергетики в США / Philippe LOPEZ / AFP

Американская солнечная энергетика испытывает трудности из-за ограничений поставок кремниевых компонентов из Китая. Об этом заявил Bloomberg финансовый директор поставляющей оборудование для этой отрасли компании SolarEdge Technologies Ронен Файер.

Соответствующие санкции США наложены еще в июне президентом Джо Байденом в связи с сообщениями о нарушении прав мусульман-уйгуров в китайском Синьцзяне, где производится примерно половина мирового кремния. Вашингтон, параллельно анонсировавший ускоренный переход к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ), оказывается перед выбором между защитой прав человека и зеленым переходом, считает Файер.

Санкции в отношении китайских производителей кремния были введены 24 июня Бюро промышленности и безопасности (BIS) министерства торговли США. Под ограничения попали Hoshine Silicon Industry, Xinjiang Daqo New Energy, Xinjiang East Hope Nonferrous Metals, Xinjiang GCL New Energy Material Technology и Xinjiang Production and Construction Corps из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР. Они производят продукты на основе диоксида кремния, в частности используемый в солнечных панелях поликремний, поглощающий свет. Поводом для ограничений стали выводы экспертов ООН и правозащитных организаций о том, что на этих производствах принудительно работают мусульмане-уйгуры, включая несовершеннолетних. Пекин и обозначенные в санкционном списке компании отвергали эти обвинения. Однако служба таможенного и пограничного контроля США с конца июня запретила ввоз через американские порты компонентов из кремния от соответствующих поставщиков из КНР.

В то же время развитие солнечной энергетики является одним из важных пунктов «зеленой повестки» Байдена. Если сейчас доля солнечной энергетики в генерации США составляет 4%, то в сентябре Белый дом обнародовал план перевода выработки до половины электричества в стране к 2050 г. именно на солнечную энергию. Этот рост должен быть обеспечен падением себестоимости производства солнечных панелей, в том числе за счет стремительного роста производства кремния для модулей в КНР, который демонстрировался в последнее десятилетие. Сейчас на американские компании приходится лишь 5% мирового производства поликремния, в то время как на китайские, включая принадлежащие компаниям из КНР заводы во Вьетнаме, Малайзии и Таиланде – 80%.

Администрация Байдена вряд ли поступится правами уйгуров ради помощи своей солнечной энергетике и не снимет санкции с поставщиков кремния из КНР, полагает Павел Кошкин из Института США и Канады. В США запрещен импорт не всего кремния из КНР, а конкретно из СУАР, который, впрочем, дает около 50% объемов, уточняет Александр Габуев из московского Центра Карнеги.

Запрет на поставки из Синьцзяна и рост стоимости производства, по словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, привели к увеличению стоимости поликремниевых панелей на 16%. То, что под санкциями США находится китайская компания Hoshine, в настоящий момент, по мнению Гришунина, является самой большой проблемой для солнечной энергетики. Hoshine снабжает восемь крупнейших производителей металлургического кремния, которые вместе занимают 90% рынка. Гришунин напомнил, что в год США импортировали около $2,5 млрд продукции Hoshine.

В то же время запрет на кремний этой и еще четырех фирм из китайского Синьцзяна является также лоббированием интересов First Solar, которая вместо кремниевых использует кадмий-теллуридовые панели, почти не производимые в КНР. Китайские компании из СУАР, чтобы выйти из-под действия санкций, будут прятать свои производства в других странах, считает Гришунин, так что для них запрет через какое-то время превратится в фикцию. Через пару лет негативный эффект от запрета поликремниевых панелей на фоне возвращения производств в США может быть сглажен, а кадмий-теллуридовые панели от First Solar вполне могут подвинуть те, где используют китайское кремниевые сырье. Таким образом, доля кремниевых панелей, зависящих от поставок из КНР, в США к 2023 г. может уменьшиться с 90% рынка до 60–70%. Удорожание китайских компонентов и оборудования может создать условия для развития собственного производства поликремниевых панелей в стране.

Как пояснил «Ведомостям» представитель компании «Хевел», крупнейшего российского игрока на рынке солнечной энергетики, США ранее уже три раза вводили различные, в основном тарифные, ограничения на импорт соответствующей китайской продукции в 2011, 2014 и 2018 гг. Наряду с собственным производством в объеме до 6 ГВт в год США импортировали модули из Вьетнама, Малайзии, Кореи. Сокращение импорта из Китая, подчеркнул собеседник «Ведомостей», может оказать негативное влияние на развитие солнечной генерации США лишь в краткосрочной перспективе. План Байдена по борьбе с изменением климата в объеме свыше $500 млрд подразумевает огромные государственные субсидии на развитие собственной цепочки поставок в сфере солнечной энергетики.

Влияние санкций на сегмент американской солнечной энергетики, вероятнее всего, не будет чрезмерным, согласен представитель российской Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ). Прежде всего, это связано с тем, что ведущий производитель солнечных панелей в США — First Solar — вместо кремния использует другую запатентованную технологию, отмечает он.