Цены на еду достигли максимума за 10 лет

Дешевеет только свинина
Среднемировые цены на продовольствие достигли пика за 10 лет/ Waldo Swiegers / Bloomberg / Getty Images

Общий индекс продовольственных цен FAO (Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций) в целом достиг своего максимума с июля 2011 г. – 133,2 пункта. Это на 3,9 пункта (3,0%) выше сентябрьского показателя и на 31,8 пункта (31,3%) выше показателя октября 2020 г.

Зерновые подорожали на 3,2% с сентября и на 22,4% – с прошлого года. В FAO считают, что росту цен на зерно способствуют низкий урожай в Канаде, России и США и спад предложения высококачественной пшеницы, на которую в основном приходится большая часть роста среднемировых цен. Рост цен на кукурузу обусловлен, считает FAO, высоким спросом на биотопливо.

Антирекорд по росту поставили цены на растительные масла – по сравнению с сентябрем их индекс вырос на 9,6%, что является самым высоким показателем за все время составления индекса. Общий рост цен на растительное масло организация объяснила его дефицитом и высоким спросом. Значительную роль, согласно FAO, здесь сыграли низкие объемы производства пальмового масла в Малайзии из-за нехватки рабочих-мигрантов, а также рост его спроса, равно как и соевого и подсолнечного масла, в Индии.

Тем неожиданнее выглядит ситуация с ценами на мясо – оно не дорожает уже три месяца. С сентября значение индекса упало на 0,7%, в августе и июле индекс цен на него не менялся.

Причиной снижения цен на мясо является перепроизводство свинины, утверждает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Здесь ключевую роль сыграл Китай, на который приходится 50% предложения и 49% спроса. По словам Юшина, такое положение создалось после того, как Пекин, борясь с последствиями эпидемии африканской чумы свиней (АЧС) и дефицита мяса в 2018–2019 гг., существенно нарастил производство свинины. Китай фактически создал заново свиноводческую отрасль, отказываясь от мелкотоварного производства.

Однако теперь китайские свиноводы столкнулись с избытком предложения при высокой себестоимости и начали массовый забой скота. Юшин пояснил, что в КНР сейчас забивают не только товарное поголовье, но и свиноматок, чтобы в будущем ограничить рост поголовья и повысить цену на свинину хотя бы до себестоимости. По мнению Юшина, не исключено, что в итоге поголовья в Китае и Европе будет уничтожено больше, чем нужно, и дефицит снова взвинтит общемировые цены, однако это станет понятно не раньше начала весны 2022 г., в течение I–II квартала.

В целом, уверен гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка ИКАР Дмитрий Рылько, рост индекса FAO отражает не глобальный продовольственный кризис, а мировую продовольственную инфляцию и глобальную перестройку системы цен. Она же, по мнению эксперта, вызвана выбросом в экономики развитых стран ничем не обеспеченных денег в рамках антикризисных мер. Физическая масса продовольствия на мировых рынках, по его мнению, изменилась незначительно и сокращение производства в одних странах компенсировалось другими. Рылько также напомнил, что индекс FAO в первую очередь отражает цены на продовольствие «по внешнему контуру» – торговле продуктами питания на мировых рынках – и не учитывает внутренние цены экспортеров и импортеров.