Импорт нефти в Китай падает: в 2021 году он на 6–7% ниже, чем годом ранее

Это временное явление, полагают аналитики, в отличие от роста импорта газа более чем на 20%
AFP
AFP

Ежемесячный импорт нефти в Китай в октябре 2021 г. оказался на минимальном с сентября 2018 г. уровне: 37,8 млн т, или 8,9 млн барр./сутки. В то же время импорт газа, трубопроводного и СПГ, в прошлом месяце вырос до 9,38 млн т – на 24,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из отчета Главного таможенного управления (ГТУ) КНР.

Импорт нефти в страну стабильно падает в последние три месяца. В сентябре в КНР ввезли 41,05 млн т (9,99 барр./сутки), а в августе – 44,53 млн т (10,49 млн барр./сутки). В целом, по данным китайской таможни, с января по октябрь импорт нефти в страну составил 425,06 млн т, или 10,21 млн барр./сутки, что на 7,2% меньше аналогичного показателя 2020 г.

Сокращение импорта КНР может объясняться тем, что экономика страны сейчас пользуется запасами, накопленными во время низких цен на нефть, полагает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Цены в этом году значительно выше, чем в прошлом, и Китай перестал заполнять стратегические хранилища, считает аналитик по товарным рынкам банка «Открытие» Оксана Лукичева. Пекин, говорит Лукичева, напротив, продает нефть из них. Помимо этого, добавила эксперт, сказывается замедление экономического роста в КНР в III квартале до 4,9% по сравнению с 7,9% во II квартале и рекордных 18,3% в I квартале. Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин также напомнил, что Китай активно закупал нефть в прошлом году и здесь можно говорить об эффекте высокой базы.

В то же время ввоз газа в Китай стабильно растет, и это может быть началом долгосрочной тенденции. Импорт этого вида топлива показал максимум с начала года в сентябре (10,62 млн т). По данным ГТУ КНР, с января по октябрь он достиг уровня 99,074 млн т, увеличившись на 22,3% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Кроме того, 4 ноября китайская нефтегазовая госкорпорация Sinopec подписала крупнейший в истории КНР и США контракт на поставку СПГ американской Venture Global. Соглашение рассчитано на поставку 4 млн т СПГ ежегодно в течение 20 лет.

По словам китаиста, старшего научного сотрудника ВШЭ Василия Кашина, эта ситуация иллюстрирует последствия административного вмешательства Пекина в работу рынка энергоресурсов. Кашин напомнил, что эта политика в целом направлена на регулирование генерации электричества из ключевого для Китая и самого «грязного» сырья – угля, но также касается нефти и ее производных.

Лукичева уточняет, что китайские НПЗ с низкими мощностями переработки должны быть закрыты по экологическим требованиям. Квоты на импорт на следующий год определены в размере этого, так что этот фактор не окажет влияния на объемы ввоза сырой нефти в Китай, заключила эксперт. Это происходит на фоне того, что китайские власти уже выдали все квоты на импорт нефти для независимых НПЗ в 2021 г. и усилили контроль за незаконной торговлей этими квотами. В августе Пекин установил объем квот для частных НПЗ на минимальном с 2015 г. уровне – в размере 14,89 млн т.

Фактор административных ограничений, по словам Кашина, также очевиден и в наращивании импорта более экологически чистого по сравнению с нефтью и углем природного газа. Газ под ограничения и меры «двойного контроля» не подпадает благодаря «низкоуглеродности». Газ сейчас можно ввозить в КНР неограниченно, равно как потреблять для электрогенерации и промышленности. При этом Китаю нужно больше газа для перевода коммунальных потребителей с угля на более чистое топливо. Кроме того, рост потребления голубого топлива в целом по Китаю в значительной степени обеспечивается также промышленными потребителями в газохимии и металлургии, считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Виталий Громадин, управляющий активами «БКС мир инвестиций», считает, что увеличить поставки газа в октябре КНР заставили перебои с электроснабжением.

Рост импорта газа в Китай обусловлен зависимостью от такого топлива в первую очередь его экономически развитых прибрежных областей, уточнят Блохин. Производства там сильно зависят от СПГ, кроме того, ожидание холодной зимы также является фактором наращивания газовых запасов Китаем, да и другими развитыми странами в Европе и Азии.

России будет сложно заработать на росте китайского спроса на газ. Топлива, которое идет в Китай по трубопроводам из России и Средней Азии, в целом достаточно для удовлетворения нужд его внутренних областей, так что на этом направлении импорт вряд ли будет наращиваться, говорит эксперт.