Австралия, США и Британия сформировали антикитайский союз

Следствием сделки стал развал крупнейшего в истории оружейного контракта
Премьеры Борис Джонсон и Скотт Моррисон сплотились вокруг президента Джо Байдена / CNP / INSTARimages / Reuters

Новый антикитайский альянс, созданный Австралией, США и Великобританией, вызвал критику Китая, молчание Москвы, недоумение ЕС и раздражение Франции. О создании союза под названием AUKUS (по первым буквам названий стран) было объявлено во время видеоконференции между премьерами Австралии и Великобритании Скоттом Моррисоном и Борисом Джонсоном и президентом США Джо Байденом, прошедшей 15 сентября. Хотя при этом было заявлено, что альянс не направлен против третьих стран, его первой задачей была названа поставка Австралии восьми атомных подводных лодок с крылатыми ракетами с использованием британских и американских технологий. Кроме того, три страны объединят усилия в развитии технологий искусственного интеллекта и квантовых вычислений.

Атомные лодки Австралия решила купить вместо 12 неатомных французских субмарин, которые выиграли тендер ВМС Австралии в 2016 г. Этот контракт стоимостью $30 млрд стал крупнейшим единичным межгосударственным оборонным контрактом в истории. Неудивительно, что министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, в бытность которого министром обороны был заключен этот контракт, назвал решение Австралии «ножом в спину» в духе прежнего президента США Дональда Трампа. Еще две недели назад после встречи министров иностранных дел и обороны Франции и Австралии в коммюнике была отмечена приверженность двух стран этой сделке.

Не был информирован о новом альянсе и ЕС – об этом заявил официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Питер Стано. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил 16 сентября, что «сначала надо понять детали этого альянса»: «Мы, безусловно, внимательно изучаем эту информацию. До того как сформировать позицию, мы должны понять цели, задачи, средства [этого альянса]». Даже в британском парламенте тему предварительно не обсуждали. На прошедших уже после создания альянса, 16 сентября, дебатах в британском парламенте бывший премьер Тереза Мэй спросила Джонсона, что должна будет делать Британия в рамках нового альянса, если Китай вторгнется на Тайвань. Джонсон уклонился от конкретного ответа, заявив, что соглашение – сильный сигнал Пекину. Китай сигнал принял.

Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что начатое США, Великобританией и Австралией сотрудничество по атомным подлодкам «грубо вредит миру и стабильности в регионе, усугубляет гонку вооружений, вредит усилиям в рамках международного режима нераспространения ядерного оружия» (цитата по ТАСС). Международных режимов, которые воспрещали бы передачу атомных подлодок, нет – так, СССР и Россия передавали атомные подлодки в аренду Индии в 1988–1990 и 2011–2021 гг. соответственно, а Франция заключила в 2000-х контракт на постройку атомной подлодки в Бразилии, превратившийся в долгострой (до сих пор не построена). Эксперты уверены, что реакция со стороны Пекина будет, «наказана» будет Австралия.

Руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев говорит, что основа соглашения в коротком горизонте – это именно ядерные подводные лодки. «Я думаю, что для Китая здесь больших новостей нет, так как Австралия в любом случае собирается получить подобные технологии и вооружения, она в любом случае будет лояльным союзником США и мы видим, что отношения между Австралией и Китаем постоянно ухудшаются на протяжении последних трех лет.

В последний год идет довольно масштабная торговая война, где Китай ограничивает импорт австралийских товаров: это и продукция сельского хозяйства, и металлы, и уголь, и частично СПГ. Это связано с целым комплексом проблем, не только с военной ориентацией Австралии», – говорит Габуев. Китай пытался использовать австралийскую зависимость от китайской экономики, чтобы сделать Австралию более дружественной. Поэтому Китай, возможно, использует и в будущем новые экономические рычаги для наказания Австралии, продолжает эксперт. Австралия – не только союзник США, она призывала расследовать происхождение COVID-19 в Китае, в стране оказывалось давление на институты Конфуция и всю инфраструктуру китайского влияния, она критиковала Китай за ситуацию в Гонконге и Синцзяне. И хотя Австралия, как сырьевой экспортер, подвержена китайскому влиянию и больно почувствует наказание, оно не приведет к реальному изменению австралийской внешней политики по отношению к Китаю, считает Габуев.

В политическом отношении соглашение трех стран означает дальнейшее усиление сателлизации Великобритании и Австралии по отношению к США и дальнейшую гомогенизацию «англосаксонского мира» под американским управлением, говорит главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов. Похоже, что Австралия давно саботировала контракт с Францией, и это логично, поскольку под требования ВМС Австралии подходят только атомные подлодки. Вероятно, они будут строиться в Австралии, скорее всего – по британскому проекту, а о том, что ядерная энергетическая установка будет британской, уже объявлено, продолжает Барабанов. Ввод в строй головной лодки намечен на середину 2030-х, говорит эксперт.

По словам руководителя группы Южной Азии и региона Индийского океана ИМЭМО РАН Алексея Куприянова, развиваться новый антикитайский альянс будет в том же направлении, что и уже существующий союз Five Eyes, в который входят Австралия, Новая Зеландия, Канада, Великобритания и США. В рамках этого «неформального клуба по интересам сдерживания Китая» страны обмениваются разведданными и укрепляют сотрудничество в сфере безопасности. Однако в трехстороннем формате взаимодействие разведок будет еще более глубоким, считает Куприянов. Помимо этого создание трехстороннего альянса – это «сильный ход» со стороны австралийского руководства, решительный выбор в пользу сотрудничества с США и Великобританией. Ради этого партнерства Канберра разорвала оборонный контракт с Францией.

Однако дальнейшее расширение новосозданного блока, например присоединение к нему Индии и Японии, эксперт оценивает как маловероятное. Дело в том, что уже существует так называемый QUAD – стратегический диалог между США, Австралией, Японией и Индией, также имеющий антикитайскую направленность. В таких условиях создание фактически копии QUAD, только с участием Великобритании, лишено смысла, поясняет Куприянов.

Отношения ЕС и европейских континентальных членов НАТО с США не пострадают, потому что европейцам некуда деваться, говорит Василий Кашин из НИУ ВШЭ. Но отношения Франции и Австралии несомненно на какое-то время разрушены, слишком уж дико австралийцы разорвали сделку, говорит эксперт.

В подготовке статьи участвовал Илья Лакстигал