В Гвинее произошел военный переворот
На страну приходится 40% добычи глинозема UC Rusal, но компания вряд ли пострадаетГвинейское издание Guinenews.org сообщило, что попытка государственного переворота в Гвинее (страна на западе Африки) увенчалась успехом и президент страны Альфа Конде находится в руках военнослужащих подразделения спецназначения, организовавшего переворот. Эту информацию подтвердило и издание Jeune Afrique. Мятежники распространили в соцсетях фото арестованного президента. По информации Jeune Afrique, мятеж поднял командир подразделения армейского спецназа Groupement des forces spéciales (GPS), подполковник Мамади Думбуя, у которого возникли противоречия с окружением президента. Бывший военнослужащий французского Иностранного легиона, с 2018 г. Думбуя возглавляет это подразделение.
Это не первая попытка свергнуть Конде: в 2011 г. его резиденция подверглась нападению. 83-летний Конде был избран президентом в 2010 г. и переизбран в 2020 г. в третий раз после принятия вызвавшей протесты поправки в конституцию, снявшей ограничения избираться одному и тому же человеку на два срока подряд.
UC Rusal принадлежит расположенный в Гвинее комплекс по добыче бокситов и производству глинозема Friguia мощностью, согласно данным сайта компании, 2,1 млн т бокситов и 600 000 т глинозема в год. По данным сайта, он под управлением UC Rusal с 2002 г. и приватизирован в 2006 г. Кроме того, UC Rusal, согласно отчету компании за 2020 г., принадлежит месторождение Dian Dian мощностью 3 млн т бокситов в год. На сайте компании сообщается, что первую тонну бокситов с этого месторождения отгрузили в 2018 г. в присутствии Конде. Принадлежит компании, согласно отчету, и месторождение Киндия, где для UC Rusal добывается 25% всех используемых ею бокситов. «АО «Компания Бокситы Киндии» (КБК) была создана в 2001 г. на основе производственной базы национальной гвинейской компании SBK. К добыче и экспорту боксита КБК приступила в мае 2001 г.», – сообщает сайт UC Rusal, мощность годовой добычи составляет 3,5 млн т бокситов в год. Всего, согласно отчету UC Rusal за 2020 г., на Гвинею приходится порядка 40% добычи бокситов компании и 6% производства глинозема.
Учитывая неоднозначную процедуру контроля крупнейших в мире бокситовых месторождений UC Rusal и непростое отношение к этому местного населения, в случае победы восставших компания может столкнуться с проблемами – вплоть до оспаривания принадлежности активов, говорит Виктор Васильев, политтехнолог, автор канала африканских новостей «Улыбаемся & Машем».
Впрочем, это не первая смена власти в Гвинее за последние годы, напоминают эксперты. После смерти в 2008 г. президента Лансаны Конте, при котором в эту страну пришла UC Rusal, в Гвинее фактически произошел переворот и Конде стал гражданским президентом после переходного периода, говорит директор по развитию Фонда содействия технологиям XXI века Иван Коновалов. Поэтому можно предположить, что и происходящие события в этой стране не скажутся на позициях российской компании.
В Африке, как нигде, высока доля GR (или, иначе говоря, неформальных договоренностей с властными сообществами), объясняет Васильев. Еще один плюс для российских компаний – позитивное наследие СССР (особенно в бывших социалистических странах, к которым относится и Гвинея) – дает нашему бизнесу на Черном континенте значительное преимущество, продолжает политолог. В этом и секрет успеха UC Rusal, которая для местного населения и элит бесспорно ассоциируется с русскими и российским государством, заключает Васильев.