Байден объявил об окончании эры военной экспансии США
Но обещал продолжить борьбу за демократию мягкими методамиПрезидент США Джо Байден, выступая с заявлением о причинах вывода войск из Афганистана, сделал историческое заявление: «Это решение по Афганистану касается не только Афганистана. Речь идет о завершении эры крупных военных операций по переустройству (remaking – англ.) других стран».
По словам президента США, «мы видели, как миссия по борьбе с терроризмом в Афганистане – сдерживание террористов и прекращение атак – трансформировалась в борьбу с повстанцами, построение государства – в попытку создать демократический, сплоченный и единый Афганистан, то, что никогда не делалось афганцами на протяжении многих веков».
При этом Байден заявил, что США продолжат борьбу с терроризмом, но «загоризонтным» способом, без солдатских «ботинок на земле». По его мнению, Россия и Китай предпочли бы, чтобы США завязли в Афганистане еще на 10 лет: «Мир меняется. У нас серьезная конкуренция с Китаем. Мы решаем проблемы на нескольких фронтах с Россией. Мы сталкиваемся с кибератаками и распространением ядерного оружия». Поэтому Америка должна противостоять этим новым угрозам, отметил Байден.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров надеется, что обещания Байдена будут воплощены в жизнь. «Попытки навязать демократию сейчас уже вроде обещали прекратить, по крайней мере президент Байден и президент [Франции Эмманюэль] Макрон об этом сказали почти в унисон. Посмотрим, как эти обещания будут воплощаться в жизнь. Надеюсь, что обещания больше никому демократию не навязывать будут выполнены», – сказал он 1 сентября. Ранее, 29 августа, Макрон в связи с выводом западных войск из Афганистана заявил, что «одно совершенно ясно: невозможно навязать демократию, нельзя навязать правительство извне. Об этом свидетельствуют события в Ираке, в Ливии, в Афганистане».
Эксперт Российского совета по международным делам Максим Сучков согласен, что Байден своим высказыванием закрывает эпоху, когда США проводили демократизацию других стран силовыми методами: «Также уходит и эра борьбы с международным терроризмом, декларируемой как приоритет американской внешней политики». Теперь, по словам Сучкова, США вступают в эпоху «великодержавного противостояния» с Китаем и Россией. При этом ошибочно полагать, что Вашингтон откажется от распространения демократии за границей как такового, считает эксперт: «Изменятся только инструменты этой работы. Вероятно, США станут тратить больше средств на поддержку гражданского сектора и неправительственных организаций в других странах, значительное внимание будет уделено международным институтам вроде «альянса демократий» – Байден заявлял о планах создать такой альянс из числа союзников США с демократическими режимами». Однако пройдет немало времени до того, как декларируемые намерения Байдена найдут свое реальное применение в практике американской бюрократии, говорит Сучков.
По мнению научного сотрудника Института США и Канады РАН Павла Кошкина, Байден демонстрирует разворот к политике занимавшего пост президента США в 2008–2016 гг. Барака Обамы (вице-президентом у него был Байден), который стремился уменьшить присутствие США в других странах: «Байден более склонен воздействовать на другие государства дипломатическими, а не силовыми методами. Однако такое его решение приведет к межведомственному и межпартийному конфликту внутри США». По оценке Кошкина, основными сторонами конфликта будут госдепартамент, поддерживающий «дипломатическую» линию Байдена, и Пентагон, где предпочитают верить в силу американского оружия: «Несмотря на такое важное заявление, США не оставят попытки строить демократии в других странах».