В проект по наблюдению за выборами включились блогеры-наблюдатели
Они создадут позитивный фон выборам в ГосдумуНа заседании Центризбиркома 30 августа председатель комиссии Элла Памфилова рассказала, что в ЦИК поступило почти 55 000 заявок на доступ к специальному порталу видеонаблюдения за выборами в Госдуму. Он будет доступен для партий, кандидатов, региональных и территориальных избирательных комиссий и т. д. Видеонаблюдение охватит 96% участковых избирательных комиссий, сказала Памфилова.
Также она пообещала, что под защитой будут избирательные бюллетени, заполненные избирателями в первые два дня голосования – 17 и 18 сентября. Само голосование будет проходить три дня: с 17 по 19 сентября. Бюллетени упакуют в сейф-пакеты и будут хранить в специальных сейфах или шкафах отдельно от другой документации, сказала Памфилова, а помещения избиркомов опечатают и передадут под охрану сотрудникам правоохранительных органов. Она предложила участникам выборов, которым «этого мало», исходя из резерва наблюдателей «на подступах к запечатанному, охраняемому помещению организовать дежурство».
Также за выборами будут наблюдать так называемые общественные наблюдатели – блогеры. О начале подготовки под эгидой организации «Независимый общественный мониторинг» и региональных общественных палат более 200 000 наблюдателей «Ведомости» писали 28 января. Части этих наблюдателей будет делегирована работа в интернете. «По нашему предварительному расчету, блогеры должны работать хотя бы в 60% участковых избирательных комиссий страны, как правило по одному на УИК», – говорит близкий к администрации президента собеседник «Ведомостей». В России около 95 000 УИК, т. е. наблюдатели-блогеры должны работать на 57 000 из них.
Проект по «блогерам-наблюдателям» разработала Ассоциация интернет-технологов, рассказал «Ведомостям» один из ее учредителей – Андрей Цепелев. По его словам, в основу проекта, который был предложен Общественной палате, лег опыт Татарстана, где на участках в качестве наблюдателей на выборах президента республики в 2020 г. работали «топовые блогеры». Жалобы в избирательные комиссии пишут единицы, поясняет он, а в интернет – все, поэтому нормально, если интернет-наблюдение станет частью общей культуры.
У этих наблюдателей будет конкретная задача, говорит источник «Ведомостей»: «Они должны информировать граждан о том, что на самом деле происходит на избирательных участках». В августе участникам этого проекта были даны рекомендации, как вести себя в течение трех дней голосования, фактически четкий тайминг и план работы, отмечает он. По его данным, стандартная тактика, которая предложена блогерам, – не менее восьми раз в день с 17 по 19 сентября писать в социальных сетях («В контакте», «Одноклассники», Facebook и т. д.) о том, что происходит на избирательном участке, причем лучше всего делать это в неровное время.
«Обязательно подводить итоги того, как шло голосование, к примеру, как уже в первый день на конкретный избирательный участок пришла местная телезвезда, мэр или губернатор, – пока планы именно такие, – уточняет источник. – Только так может быть обеспечена прозрачность и понятность процедуры для избирателей». Предположительный KPI для всех блогеров по итогу всех трех дней работы составит около 1 400 000 сообщений о выборах – без учета репостов. Пока реальную активность таких наблюдателей предсказать сложно, ведь при поиске людей изначально никто не предупреждал, что им придется светиться в социальных сетях, говорит источник «Ведомостей», близкий к Общественной палате.
В разные периоды в русскоязычных социальных медиа в день публикуется от 70 млн до 120 млн сообщений, отмечает директор по маркетинговым коммуникациям в Brand Analytics Василий Черный.
В подготовке статьи принимала участие Анна Киселева