Президент Турции готов к заключению второго контракта на системы С-400
Заключение первого контракта привело к ограничениям США против ТурцииПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил в интервью турецкому телеканалу NTV, что «у нас нет никаких сомнений, что мы купим у России второй полк (зенитных ракетных систем С-400. – «Ведомости»). У нас с российской стороной помимо С-400 много инициатив в оборонной и других сферах. Так что в повестке разные альтернативы. Например, мы использовали их самолеты Илюшина (Ил-76, кроме того, использовались амфибии Бе-200. – «Ведомости») для тушения пожаров. Это мы обсуждали [с президентом РФ Владимиром Путиным] по телефону. Во время моей поездки в Россию мы это всё обсудим» (цитата по ТАСС). О дате визита Эрдоган не сообщил.
20 июля в ходе авиасалона МАКС-2021 и 25 августа во время форума «Армия-2021» генеральный директор «Рособоронэкспорта» (входит в госкорпорацию «Ростех») Александр Михеев заявлял, что подписание дополнительного контракта на поставку Турции систем С-400 ожидается до конца года. Турецкая сторона до заявления Эрдогана подобных прогнозов не делала. По словам источника в оборонно-промышленном комплексе, каких-либо технических проблем для производства второго комплекта систем С-400 для Турции нет, но работа начнется в случае заключения контракта. В 2019 г., когда выполнялся первый контракт на первый полк, такие проблемы были, продолжает он. Фактически авральными темпами Концерну воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» пришлось создавать специальную экспортную версию С-400 и эта задача была выполнена, говорит собеседник «Ведомостей».
Рамочный контракт на поставку четырех дивизионов системы С-400 в Турцию стоимостью около $2,5 млрд был заключен в 2017 г., и первые две системы были поставлены в 2019 г. С этого момента между Турцией и Россией продолжаются переговоры о заказе и поставке оставшихся двух систем. Решение турецкой стороны вызвало критику и давление со стороны США. После боевых стрельб турецких С-400 осенью 2020 г. США в конце 2020 г. ввели санкции против Управления оборонной промышленности Турции и ее главы Исмаила Демира, а весной 2021 г. окончательно исключили Турцию из программы F-35 – ранее страна была партнером американцев в этой программе с самого начала, заказав 100 самолетов, а турецкая промышленность производила некоторые его элементы. Власти США объяснили, что реальной проблемой США была не «утечка секретов», а то, что покупка таких систем, как истребители и дальнобойные средства ПВО, является с точки зрения американцев недопустимой для их союзников, говорит источник, близкий к российской системе военно-технического сотрудничества.
Более 70
дивизионов зенитных ракетных систем С-400 поступило на вооружение войск ПВО Воздушно-космических сил (ВКС) России с 2007 г. Кроме России и Турции (два дивизиона) систему заказали Китай (четыре дивизиона), Индия (10 дивизионов), ведутся переговоры с другими заказчиками. Система С-400 фактически имеет несколько модификаций и вариантов укомплектования и с недавнего времени стала оснащаться ракетами большой дальности 40Н6. При ориентировочной экспортной стоимости одного дивизиона в $500 млн можно предположить, что общая стоимость всех закупленных систем С-400 составляет более $40 млрд
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что ситуация со вторым контрактом остается непредсказуемой в силу характера турецкого лидера. Эрдоган может подписать и второй, и даже третий контракты на С-400, а может не подписать больше ни одного, все зависит от того, насколько он сочтет это выгодным для себя и своей политики, говорит эксперт. Турецкий лидер играет на повышение своей значимости в глазах НАТО и Запада, но одновременно пытается проводить независимую внешнюю политику, продолжает Пухов. Это вызывает определенное раздражение, американская элита всячески подчеркивает, что у нее нет проблем с Турцией, а есть проблема с Эрдоганом. Насколько попытка вести независимую – прежде всего от США – политику будет удачной, покажет время, заключает эксперт.
Но, по мнению научного сотрудника сектора Турции Института востоковедения РАН Амура Гаджиева, заявления турецкого президента следует воспринимать буквально, а не как элемент политической игры с Западом. Причиной заинтересованности Эрдогана во второй партии С-400 Гаджиев называет хорошие результаты, продемонстрированные комплексом на стрельбах в Синопе 13–16 октября 2020 г. «Это не вопреки и не в отместку Западу. Турция рассматривает российские системы, которые по ряду параметров превосходят западные, для выстраивания своей ПВО», – отмечает эксперт.
Запад ничего не сможет противопоставить Турции, если та закупит российские системы, полагает Гаджиев. Отношения Анкары с Вашингтоном и так натянутые, ряд турецких физических лиц и ведомств находятся под санкциями, к тому же Турцию исключили из проекта истребителя F-35. Западные страны, по оценке эксперта, исчерпали все способы давления на Турцию еще после приобретения ею первого полка С-400. К тому же турецкие власти сумели выработать механизм по противодействию давлению с Запада, поэтому, даже если последует новая волна санкций, существенного вреда Турции они не нанесут, резюмирует эксперт.