Поставки авиации для ВКС России продолжают оставаться на низком уровне
Зато возобновилось получение ракетных комплексов «Искандер»В первой половине 2021 г. для Воздушно-космических сил (ВКС) были поставлены два новых и три отремонтированных самолета, восемь новых и 14 прошедших ремонт вертолетов, сообщил на традиционном мероприятии День военной приемки заместитель министра обороны Алексей Криворучко.
Кроме того, по его словам, ВКС получили два комплекса с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Форпост-Р» (русифицированный вариант израильского БЛА «Форпост»), еще два комплекса планируется поставить до конца года, всего во втором полугодии планируется поставка 18 средних и тяжелых БЛА. Были поставлены 12 новых и 15 отремонтированных радиолокационных станций различного назначения, более 32 000 единиц авиационных средств поражения (бомб и ракет) и бригадный комплект ракет «Искандер».
Среди восьми поставленных новых вертолетов, как заявил управляющий директор авиазавода «Прогресс» (Приморский край) Андрей Семенов, шесть – ударные вертолеты типа Ка-52, еще восемь поставят до конца года. Кроме того, по словам Криворучко, до конца года будут также поставлены четыре серийных многофункциональных истребителя пятого поколения Су-57, 15 межконтинентальных баллистических ракет, три береговых ракетных комплекса «Бастион», семь зенитных ракетных комплексов и систем. В армию в 2021 г. поступит суммарно также 65 танков Т-90М (26 уже поставлены) и 20 танков нового поколения Т-14 «Армата». По мнению экспертов, объявленные цифры свидетельствуют о сокращении закупок вооружений, военной и специальной техники (ВВиСТ), неизбежном в условиях неизменности номинальных расходов на эти цели.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов говорит, что в целом поставки вооружений продолжают сокращаться за счет авиации, производство самолетов и вертолетов для российских Вооруженных сил падает уже несколько лет. Фактически ВКС России в 2020 г. получили всего суммарно 14 новых боевых самолетов (10 Су-35С и четыре Су-34) – столь низкий уровень поставок последний раз был десятилетие назад, продолжает эксперт. А по итогам 2021 г. эта цифра может быть еще меньше. Для сравнения: в середине 90-х поставлялось около 40 машин в год, указывает источник, близкий к Минобороны.
Снижение объемов поставок в разы связано с тем, что большая часть долгосрочных контрактов, заключенных в начале 2010-х гг., была выполнена, по ним поставлено более 300 новых боевых самолетов, говорит эксперт. Новые контракты, заключенные в 2019–2020 гг., значительно меньше и предусматривают поставку до 2027 г. около 150 новых боевых самолетов, в том числе 76 истребителей пятого поколения Су-57. Их производство только начинает разворачиваться, отмечает источник, близкий к Минобороны. Это вызвано тем, что все последние годы расходы на закупку, разработку и ремонт ВВиСТ составляют порядка 1,2 трлн руб. в год, в то время как цены растут, в том числе из-за роста цен на металлы и другие материалы, продолжает собеседник «Ведомостей».
По словам главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, поставки авиатехники действительно заметно сократились. В то же время обращает на себя внимание сообщение Криворучко о поставке нового бригадного комплекта оперативно-тактических ракет «Искандер». В 2018 г. заявлялось о том, что перевооружение наличных ракетных бригад Сухопутных войск на эти комплексы завершено. Но, указывает эксперт, было принято решение иметь такие бригады не только в подчинении общевойсковых и танковой армий, но и в составе военных округов, чем и вызваны новые поставки.