Регионы поменяли избирательное законодательство за месяц до начала кампании
Это создает новые правила игры для участников выборов, говорят экспертыИз 59 наиболее значимых региональных и местных избирательных кампаний этой осени в 50 окончательная редакция закона, регулирующего выборы, была принята менее чем за месяц до старта кампании. Об этом говорится в совместном докладе фонда «Либеральная миссия» и движения «Голос» о политико-правовых особенностях региональных выборов, которые пройдут 19 сентября одновременно с думскими.
С одной стороны, это связано с поздним принятием изменений в федеральное законодательство. Последние поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав» были внесены 4 июня, это затянуло и корректировку местных законов. Но были и нормы, которые не касались приведения местного законодательства в соответствие с федеральным. В четырех регионах (Чувашия, Нижегородская область, Алтайский и Красноярский край) в последний момент были изменены «потолки» избирательных фондов, в Санкт-Петербурге – правила разделения списка на группы, в Ленинградской области – число кандидатов в центральной части списка. В трех регионах (Чувашия, Ленинградская и Самарская области) появилась возможность сбора подписей через портал «Госуслуги».
Поправки в законодательство вносят перед самым началом кампании из-за отсутствия нормального планирования. Это обычно бывает, когда все делается в последний момент, говорит один из соавторов доклада, политолог Александр Кынев: «Это затрудняет оппозиции вести кампанию, поскольку они готовились к одним правилам, а их меняют – например, снижают долю партийных списков, и партиям надо перестраивать кампанию. Поэтому и существует негласное правило не менять законодательство за год до выборов, однако оно не соблюдается».
Эксперты также указывают в докладе, что большинство региональных кампаний назначено в самые последние дни, допускаемые законом, что невыгодно тем партиям и кандидатам, которые должны собирать подписи. Срок для назначения региональных выборов установлен за 90–100 дней до их начала. Две трети кампаний были назначены в последние два дня, возможные по закону. Сейчас на выборах заксобраний и муниципальных выборах число партий, освобожденных от сбора подписей, меньше, чем число партий, которые такую льготу имеют на думских выборах (14 партий). Во многих регионах льготу имеют только четыре парламентские партии (Мордовия, Камчатский край, Амурская, Курская, Нижегородская, Самарская, Тюменская области, Еврейская АО, ХМАО, Чукотка). Больше всего льготников (10 партий) в Московской области. В остальных регионах льготу имеют от пяти до восьми партий.
Продолжается департизация выборов – на выборах заксобраний в шести регионах снижена доля выборов по партийным спискам, фиксируют эксперты: долю списочной составляющей резко снизили в Приморском крае, Амурской, Кировской, Липецкой, Мурманской, Новгородской областях. Также сокращается число депутатов региональных парламентов, это произошло в пяти регионах (Амурской, Кировской, Липецкой, Астраханской и Псковской областях).
Снижение доли партийных списков на выборах невыгодно прежде всего парламентской оппозиции, поскольку по округам «Единая Россия» выигрывает больше мандатов, говорит Кынев. При этом он отмечает, что только в шести регионах к нынешним выборам успели поменять избирательную систему, изменения затормозились после встречи Владимира Путина с лидерами партий в феврале. Тогда лидер КПРФ Геннадий Зюганов жаловался президенту на сокращение доли местных депутатов, избираемых по спискам.
Увеличение доли мажоритарной части на выборах приводит к формированию двухпартийной системы, а не к департизации, не согласен с выводом доклада руководитель Фонда развития гражданского общества, руководитель экспертного совета «Единой России» Константин Костин: «Роль партий определяют избиратели, которые за них голосуют, и ничто не мешает парламентской оппозиции активно вести кампанию и в округах».
Оппозиция всегда во всех странах обвиняет правящие партии в том, что они используют разные возможности, в том числе и внося изменения в законодательство, чтобы выиграть выборы, добавляет он: «Но остается вопрос – ухудшают ли эти изменения существующее законодательство, в том числе в части возможностей для участия в выборах, или нет». Костин согласен с тем, что изменения в избирательное законодательство должны вноситься заранее: «Ничто не мешает обсуждать поправки и принимать их заблаговременно, если только они не касаются приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным». Что же касается сути внесенных изменений на региональном уровне, то они скорее расширяют возможности партий и кандидатов, считает эксперт.