Пандемия вынуждает российские партии искать новый подход к выборам
Они готовы к переходу от обычной к онлайн-агитацииКампания по выборам депутатов Госдумы 2021 г. впервые проходит в условиях пандемии коронавируса, которая накладывает ограничения на участников избирательного процесса. 7 июля вице-премьер Татьяна Голикова анонсировала подготовку Роспотребнадзором постановления, исходя из которого региональные власти должны будут выбирать, насколько радикально им придется ограничивать массовые мероприятия (сейчас ограничения введены в 69 субъектах Федерации). Опрошенные «Ведомостями» представители партий говорят, что они готовы к усложненным правилам ведения агитации и намерены делать ставку на продвижение своих кандидатов в сети.
Заместитель секретаря генсовета «Единой России» Сергей Перминов отмечает, что ограничения в связи с распространением COVID-19 в каждом регионе свои, но в целом они влияют на кампанию. «Например, мы все больше используем онлайн-формат при ведении кампании, проведении внутренних мероприятий, – говорит он. – Минимизируем число участников, как это было, к примеру, на съезде партии.
Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин говорит, что партия адаптировалась к новым нормам проведения кампании и не намерена снижать активность в очном общении с избирателями, сохранятся, в частности, и поквартирные и подомовые обходы граждан перед выборами – т. е. агитация «от двери к двери». Но партия усилила «политическую работу» в социальных сетях, отметил Афонин, ведь власти будут трактовать коронавирусные правила в период кампании произвольно, намеренно используя их для того, чтобы мешать проведению массовых мероприятий.
Замруководителя центрального аппарата «Справедливой России» Николай Новичков говорит, что из-за ограничений в партии вынуждены проводить больше встреч с избирателями, но меньшего формата. Сложнее теперь проводить даже партийные конференции по выдвижению кандидатов и массовые совещания, говорит он, поскольку к ним предъявляются повышенные требования.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова 29 июня заявила на заседании координационного совета по борьбе с коронавирусом, что политические мероприятия проводятся в закрытых помещениях без соблюдения требований масочного режима и социальной дистанции. Новичков отметил, что проблемой может стать закрытие части регионов, таких как Ивановская область, для визитов извне: это ставит под угрозу возможность проведения региональных агитационных поездок. Технология «от двери к двери» и другие традиционные способы агитации в условиях коронавируса, правда, становятся вспомогательным инструментом, а основным – взаимодействие в соцсетях, говорит Новичков.
Руководитель избирательного штаба «Яблока» Григорий Гришин отмечает, что в большинстве регионов власти негативно относятся даже к созданию агитационных «кубов» – разборных конструкций, возле которых стоят агитаторы, – или пикетов с участием партийцев. Вместо «кубов» партии начинают использовать агитационные флажки и стойки, возле которых не должен дежурить активист.
Под ограничения могут попасть даже встречи кандидатов с избирателями, но по факту на эти мероприятия власти часто смотрят сквозь пальцы, говорит Гришин. В отличие от КПРФ «Яблоко» откажется от агитации «от двери к двери» – решение принято на федеральном уровне. По словам Гришина, во время пандемии коронавируса люди опасаются идти работать агитаторами и нанимать их дорого. Кроме того, в ряде регионов после региональных выборов 2020 г. агитаторов штрафовали за нарушение локдауна, говорит он. Поэтому ставка также делается на онлайн-агитацию.
Юрист Антон Рудаков отмечает, что регионы ввели нормы, затрудняющие ведение «полевой работы», но в каждом субъекте Федерации свои ограничения на число возможных участников публичных встреч, в некоторых из них ограничения несущественны – до 50 человек. При этом, отметил Рудаков, действующие депутаты любого уровня вправе без предварительных согласований проводить встречи на всех внутридворовых территориях и в помещениях – это лазейка для проведения массовых встреч.
Политконсультант Евгений Минченко считает, что противопандемийные ограничения могут стать сильным инструментом в руках властей для регулирования активности оппозиции в регионах. По его словам, в этих условиях значительная часть мощностей во время предварительной кампании уйдет в интернет, но себестоимость агитации в интернете дешевле офлайн-кампании.
В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина