Почему поддержка «Умного голосования» становится рискованной

Команда Алексея Навального собирает средства на этот проект после признания других его организаций экстремистскими
Кандидатам и избранным депутатам, которых поддержит УГ, по нынешнему законодательству ничего не грозит
Кандидатам и избранным депутатам, которых поддержит УГ, по нынешнему законодательству ничего не грозит / Максим Стулов / Ведомости

Финансовая поддержка «Умного голосования» (УГ), организованного экс-сотрудниками ФБК (включен в реестр НКО-иноагентов), и «Штабов Навального» после запрета этих организаций судом как экстремистских может грозить уголовным преследованием, считают опрошенные «Ведомостями» юристы. 17 июня в Instagram Алексея Навального появился призыв поддержать УГ – интернет-проект, с помощью которого сторонники политика перед выборами указывают на наиболее приемлемых, с их точки зрения, кандидатов.

Связь с запрещенными организациями

Открытых сведений о владельцах доменного имени сайта УГ нет. Оператором проекта УГ выступает ООО «Страна приливов», а ФБК и «Штабы Навального» не имеют к ООО никакого отношения, заявил «Ведомостям» старший юрист из «Команды 29» Максим Оленичев, один из представителей защиты теперь запрещенных организаций. К тому же создание проекта УГ не вменялось ФБК и «Штабам Навального» в вину в процессе, сказал адвокат. При этом, согласно данным kartoteka.ru, гендиректором и владельцем ООО «Страна приливов» является Евгений Замятин, который в материалах ФБК фигурировал как юрист организации. Экс-директор ФБК Иван Жданов не ответил на запрос «Ведомостей» о рисках для УГ и его жертвователей (их число не называется) в связи с тем, что этим проектом занимается бывший сотрудник признанного экстремистским фонда.

Оленичев признает: в ситуации «произвольного правоприменения» нельзя исключить рисков для жертвователей проекта УГ, поскольку государство может «попробовать инициировать проверки и попытаться возбудить уголовные дела» в отношении тех, кто после 9 июня финансирует проекты, созданные ранее ФБК или «Штабами Навального», но перешедшие под управление к другим лицам. Это может произойти, если следствие докажет, что УГ – это продолжение деятельности признанных экстремистскими организаций, поскольку в их реализации участвуют сотрудники или представители ФБК или «Штабов Навального», хотя, по словам адвоката, таких доказательств нет.

Осознанное финансирование

Если следствие докажет связь УГ с запрещенными организациями, то в отношении жертвователей может быть возбуждено дело за финансирование экстремистской деятельности по ст. 282.3 УК (до восьми лет лишения свободы), говорит Оленичев. Как уголовно наказуемое деяние может расцениваться направление донатов лишь после признания организации экстремистской, считает управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев: «А учитывая, что между ФБК и сборами на УГ прослеживается возможная взаимосвязь и аффилированность, полагаю, правоохранителями и судом подобные пожертвования могут трактоваться как предоставление средств организации экстремистской направленности».

В случае внимания правоохранителей к УГ вопрос будет заключаться в субъективной оценке действий лиц, которые совершают перечисления средств, говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. То есть следствию придется доказывать целевое назначение перевода и, к примеру, факт расходования пожертвований именно на деятельность тех организаций, которые судом были квалифицированы по аналогии с ФБК как экстремистские, считает он.

Верховный суд трактует как уголовно наказуемые любые действия по продолжению экстремистской деятельности, говорит управляющий партнер петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин. А так как УГ позиционировалось прежде как проект ФБК, посты и репосты с призывами к участию в УГ могут быть интерпретированы правоохранителями как возобновление деятельности организации, которая ранее была запрещена судом, т. е. может трактоваться как организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК).

Избиратели в безопасности

Кандидатам и избранным депутатам, которых поддержит УГ, по нынешнему законодательству ничего не грозит. Экс-глава штаба Навального в Новосибирске Сергей Бойко отмечает, что поддержанные УГ кандидаты становятся известны за два дня до голосования, когда снять с выборов их уже нельзя по закону, поэтому каких-то рисков для них он не видит. Экс-руководитель штаба Навального в Чебоксарах Семен Кочкин считает, что власти могут попытаться лишить мандатов людей, которые могут избраться при поддержке УГ, если проект признают экстремистским.

Правовых механизмов для лишения мандата за поддержку со стороны экстремистов нет, говорит эксперт по избирательному законодательству Антон Рудаков, тем более что сам кандидат согласие на такую поддержку не дает и не всегда о ней знает. Еще один эксперт по избирательному законодательству – Роман Смирнов считает, что у кандидата всегда останется вариант доказать в суде, что он не имеет отношения к УГ, даже если силовики докажут связь проекта с запрещенными организациями. Добрынин отмечает, что последствий для избирателей голосование по рекомендации проекта сейчас также не несет, поскольку право голосовать за любого кандидата независимо от мотивов его выбора гарантировано 32-й статьей Конституции.

В подготовке статьи участвовали Максим Иванов и Татьяна Исакова