Консерваторы пришли к власти в Иране
Но срыв возобновления ядерной сделки им не нуженНа посту президента Ирана Рухани Хасана сменит ультраконсерватор, председатель Верховного суда Ибрагим Раиси. На выборах 18 июня за него проголосовали 61,9% избирателей, 8,4% голосов получил его оппонент, реформатор Абдольнасер Хеммати из лагеря Хасана. Как пишет агентство Reuters, победой Раиси обязан поддержке аятоллы Али Хаменеи, который с 1989 г. фактически возглавляет страну. По данным правозащитной организации Amnesty International, в 1988 г. Раиси заседал в так называемых комиссиях смерти, которые во внесудебном порядке приговорили к смерти более 5000 иранских политзаключенных, среди которых было много боевиков и активистов антиправительственной Организации моджахедов иранского народа. В 2009 г. с одобрения Раиси было подавлено Зеленое движение, протестовавшее против переизбрания на второй срок консервативного президента Махмуда Ахмадинеджада.
На избрание Раиси резко отреагировал премьер-министр Израиля Нафтали Беннет. Он назвал иранское руководство «режимом палачей» и заявил, что Израиль не позволит Тегерану заполучить ядерную бомбу. «Выбор Раиси – это сигнал для мировых держав о необходимости проснуться перед возвращением к ядерной сделке и понять, с кем они ведут дела», – подчеркнул Беннет. Реакция США была более сдержанной. Вашингтон в своих интересах намерен вести переговоры по ядерной сделке с любым иранским правительством, сообщил представитель американского госдепартамента.
Как отмечает научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович, новое иранское руководство, скорее всего, будет прагматично подходить к такому важному для страны вопросу, как возобновление ядерной сделки 2015 г.: «Иран находится под жесткими санкциями. Возобновление торговли с Европой, разморозка некоторых активов – все это нужно стране». США покинули соглашение о ядерной сделке, снимавшее санкции против Ирана в обмен на отказ от обогащения урана выше определенного уровня, при президенте Дональде Трампе в 2018 г., а администрация президента Джо Байдена обещала вернуться к обсуждению договора. Но если переговорный процесс зайдет в тупик, Тегеран может принять ряд жестких решений, к примеру о развитии ракетной программы, считает эксперт.-