Мосгорсуд признал ФБК экстремистской организацией

Связанные с запрещенным фондом люди не будут допущены до выборов
Центризбирком получил новый инструмент для выявления неблагонадежных кандидатов (на фото – глава ЦИК Элла Памфилова)
Центризбирком получил новый инструмент для выявления неблагонадежных кандидатов (на фото – глава ЦИК Элла Памфилова) / Андрей Гордеев / Ведомости

9 июня Центризбирком перед стартом избирательной кампании передал контрольно-ревизионной службе «особые полномочия», как описал их зампред ЦИК Николай Булаев. После внесения изменений во внутренний регламент теперь полномочия этого подразделения ЦИК будут связаны с выявлением среди кандидатов людей, «аффилированных с иностранными агентами или являющихся иноагентами», а также лиц, причастных к деятельности организаций, которые ликвидированы по решению суда из-за признания террористическими или экстремистскими. Будут проводиться специальные проверки, относится ли человек к этой категории, сказал Булаев.

Понятие физлиц-иноагентов появилось в конце 2020 г. и обозначает граждан, занимающихся политической деятельностью или сбором сведений в военно-технической сфере, получающих поддержку из-за рубежа. Гораздо шире может быть круг «кандидатов, аффилированных с иноагентами» – это те, кто в течение двух лет до старта избирательной кампании был связан с НКО-иноагентом или работал со СМИ-иноагентом. Им можно будет участвовать в выборах, но с апреля 2021 г. они должны будут указывать свой иноагентский статус в бюллетене. Всем, кто связан с организациями, признанными по решению суда террористическими или экстремистскими, участвовать в выборах нельзя: закон принят в мае и уже подписан президентом.

На заседании ЦИК 9 июня член комиссии от КПРФ Евгений Колюшин спросил, каким образом контрольно-ревизионная служба будет получать сведения о том, что человек аффилирован с запрещенными организациями. «Надо придумывать механизм получения [этих] данных, – сказал Колюшин. – По вопросу иноагентов мы будем получать сведения из Минюста [который ведет их реестр], а второй вопрос [о людях, связанных с террористическими и экстремистскими организациями] нужно дорабатывать».

Когда законодатели предложили ограничивать пассивное избирательное право тех, кто причастен к работе запрещенных организаций, близкий к ЦИК источник обращал внимание, что в поправках не назван ни механизм, ни даже орган, который должен определять наличие фактов такой причастности. Новые принципы работы контрольно-ревизионной службы станут окончательно понятны, когда ее руководство с участием представителей МВД, ФСБ, Минюста и других ведомств, проверяющих кандидатов, проведет 24 июня свое первое заседание.

Среди тех, кого должны будут вычислять для отсечения от выборов, – люди, связанные с Фондом борьбы с коррупцией (ФБК, НКО-иноагент и запрещенная в России экстремистская организация). Мосгорсуд признал ФБК экстремистской организацией 9 июня по иску столичной прокуратуры – заседание проходило в закрытом режиме с 10 утра до 22.42.

По словам представителей «Команды 29», которые занимались защитой ФБК, в заявлении прокуратуры говорилось о том, что фактическими целями ФБК являются изменение основ конституционного строя и смена власти в стране. Одним из аргументов в поддержку этого тезиса было то, что ФБК помогал задержанным на несогласованных митингах с оплатой штрафов и в этом заключается финансирование экстремистской деятельности, отмечали представители защиты.

Экстремизм – это действия, которые возбуждают ненависть и вражду, говорит юрист Анастасия Буракова: «Как сбор средств на то, чтобы человек смог исполнить административное наказание – оплатить штраф, может кого-то к чему-то побудить, понятно, видимо, только самому прокурору».